Почему деревенское православие?

Никоф: литературный дневник

В сумасшедшие дни, когда даже попы передрались, я ещё больше утвердился в своём генетическом выборе, становящимся всё более ОСОЗНАННЫМ...


Мои дальние предки, искренней душой приняв веру православную, всё же в самой глубине души сохранили и память об языческих обрядах своих ещё более далёких предков - древних славян. Полностью искоренять её силой было бесполезно, да и чревато. Потому выходом стала некоторая разумная компромисная преемственность или, как выразились бы сейчас, переход на новый уровень. Когда языческие боги "совмещались" с христианскими святыми (самый расхожий пример - Перун стал Ильёй-пророком). Официальная церковь боролась с "культом деревенских богов", например, с "коровьим богом Модестом", ибо Бог един. Но в народе пантеон святых русской православной деревни в значительной мере остался наследием язычества. Впрочем, уступаю давний спор учёным богословам: что это - язычество под тонкой пеленой христианских имен и символов или христианство, принявшее в себя языческие черты и воззрения? В неразрывной преемственности врастания и перерастания отдельных языческих обрядов в христианские, на мой личный, надеюсь, не слишком кощунственный взгляд, как в непрерываемом движении вперёд без отрыва от родной народу почвы - и сила православия.
Мне "деревенское православие" ближе канонического, сердечнее и душевнее, как родная земля с её старинными храмами и часовнями среди полей и лесов. Хотя зачастую, увы, уже разрушенными среди обезлюдевших весей. А оттого ставшими ещё ближе и больнее...
И пусть кому-то в его креативном стремления к прогрессу и обновлению ближе закатанные в асфальт и бетон мегаполисы с помпезными "новоделами" и трансляциями из храмов.
В любом случае вера лучше безверия.




Другие статьи в литературном дневнике:

  • 12.12.2018. Почему деревенское православие?