Четверть-финал Турнира поэтов-2023. Московский-Сен

Ольга Флярковская: литературный дневник

Четверть-финал Турнира поэтов-2023. Московский-Сенькина


А слова-то для отзыва и не подбираются... Хотела написать о разочаровании тем, какой крен приобрело обсуждение поэтических текстов четвертьфиналистов (в общей таблице отдала голоса обоим). Сама себя спросила: а что, было очарование? Нет. Чего-то подобного ожидать вполне можно было. Да и слабые места поэтов уже нащупывались.
Хотела написать о том, какие серьёзные мировоззренческие и философские пласты заворочались на камерном, по сути, поэтическом ристалище... Но чтобы проанализировать их, тут нужен трактат. Трактат о судьбах и задачах гражданской и любовной лирики, о допустимости обнажения интимных чувств в тексте и конкурсе, о праве писать стихи о войне, не будучи её участником, о праве иметь своё, отличное от других, мнение и его отстаивать, о дилемме "ни дня без строчки" и гипотезе, что творчество есть подсознательный акт или процесс, неуправляемо выливающийся в поэтический текст - кто прав из утверждающих это?
Об актуальной и свехактуальной поэзии и том её качестве, где она переходит в разряд поэзии истинной, то есть, по призванию, вечной... О той грани, где самооборона переходит в нечто наказуемое или предосудительное за нанесенные обидчику травмы, о той грани, которую так щедро перешли те, кто решил не просто выступить против Дмитрия Московского, но, что называется, с гарантией разобрать всё, предложенное им в подборке, на кирпичи. Наконец, о необходимости работать с текстами, ибо с чем работать - есть, да. Но я не пониимаю, как можно сознательно исказить смысл текстов участника Турнира, приглашённого туда членом Художественного совета Игорем Гоноховым... Или это критика критиками своей же трактовки?..
Вот я и говорю: одни вопросы. Невесёлые.
Дмитрий стал ожесточённо "отмахиваться". На мой вгляд, молчание благороднее. Но это - на мой взгляд.
Веронике же спасибо за проникновенность. Я выбирала её стихи и раньше - они мне нравятся. И любовная лирика, как и гражданская, очень сложный жанр. Успехов ей!
А мой голос вот за это горестное поминание погибших в стихотворении о спрятанной фотографии. И неужели не ясно, что речь идёт о личном переживании автора (лирического героя) гибели его товарищей, а не о том, что они сподобились ангельского чина в буквальном смысле. Для лирического героя - да, они ангелы-хранители, сохранившие его жизнь. А "дороги Смоленщины" и у меня вызывают эффект сведённого горла просто при воспоминании об этом стихотворении. Как и много что ещё. Да, это планка, к которой надо стремиться. Но не запретная же черта...
Да и страшная притча о волшебнике - это предупреждение о гибельной для души монетизации всех жизненных явлений, протест против "Всё на продажу!", призыв одуматься, а никак не иначе. Притча об обесценивании духовных ценностей. Ну да, прямой текст. Без экивоков. Но это не для сопереживания стихи, это жуткий диагноз для осмысления.
И последнее, ради чего я это говорю. Главное.


Господа поэты. Мы здесь ВСЕ без кожи. Давайте помнить об этом, берясь за перо. Ну хотя бы - вспоминать. Не только нам бывает БОЛЬНО от чужих слов.



Другие статьи в литературном дневнике: