Порка пророка за пороки?

Фима Жиганец: литературный дневник

Обсуждение творчества Александра Солженицына в Донской публичной библиотеке прошло со скандалом



НАШЕ ВРЕМЯ/ №282 от 08 сентября 2017 г.
Александр Сидоров


*Жить по Солжи?*


Сейчас повсюду твердят о беспорядках в США. Страна давно пережила гражданскую войну, отменила рабство, примирились Север и Юг, поставлены памятники героям обеих враждующих сторон. Казалось бы, инцидент исчерпан. Однако после того, как недавно в Шарлоттсвилле был снесен памятник генералу южан Роберту Ли, Америку начало лихорадить. Монументы стали валить по всей стране, южане снова пошли на северян, черные на белых, «голубые» - на всех подряд... Стычки, драки, запрещение книг и фильмов... Дурдом «Ромашка».


Казалось бы, нам что до них? Россия постепенно нащупывает историческую правду, ставит памятники и красным, и белым. Может, еще и «зеленым» поставит. Займемся своими проблемами.


Вы думаете, у нас они сильно отличаются? Побывал я недавно на заседании дискуссионного клуба «В поисках смысла» в Донской публичной библиотеке. Организовало его движение «Суть времени», вел диспут глава клуба Максим Гончаров. Тема вроде чисто литературная - «Жизнь и творчество Александра Солженицына».


Оказалось, личность и произведения нобелевского лауреата сегодня в России вызывают споры куда более ожесточенные, чем даже фигура Иосифа Сталина. Особенно в Ростове - здесь часть приверженцев Александра Исаевича требует воздвигнуть ему монумент, в крайнем случае бюст. Значительная часть ростовчан выражает по этому поводу яростное возмущение.


Но почему? Ведь, если верить Нобелевскому комитету, Солженицыну присуждена премия «за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы». А вот именно поэтому. Не согласна огромная часть нашего общества с тем, что «Архипелаг ГУЛАГ» и другие произведения писателя обладают нравственной силой и тем более продолжают традиции великой нашей литературы.


Направление дискуссии в библиотеке задал Витольд Абанькин - ростовский правозащитник, продвигающий идею с памятником:


- Вы сначала пройдите лагерный ужас и муки, которые достались Солженицыну, прежде чем рассуждать о его произведениях! Избиения, каторжный труд, скотские условия содержания!


Я был ошеломлен. Нельзя же начинать дискуссию с откровенного вранья! Пришлось вмешаться и немного подраскрыть глаза собравшимся.



*Что такое Сметанлаг и с чем его кушают*


Начнем с того, что за все время следствия Солжа никто и пальцем не тронул! Он «вломил» всех с ходу. А главное, не были они ни в чем виноваты (за исключением Николая Виткевича, который действительно вел с Солженицыным негативные беседы о Сталине). Остальных - Кирилла Симоняна с женой, собственную супругу Наталью Решетовскую, морского офицера Леонида Власова - даже злобные энкавэдэшники признали невиновными. В интервью 1992 года Солж отечески отчитал следаков НКВД: при желании по его доносам «можно было еще пять человек посадить, шутя... Ну а следователю лень читать, дураку».


В том же «Архипелаге» (ч.1, гл.4) он признает: «Я приписывал себе бескорыстную самоотверженность. А между тем был вполне подготовленный палач. И попади я в училище НКВД при Ежове - может быть, у Берии я вырос бы как раз на месте?» Верю! Мне могут возразить: раз кается публично, может, искоренил в себе указанные недостатки? Пройдя через страшное горнило ГУЛАГа.




Солженицын вернулся в Россию после того, как Владимир Бакатин (в 1991-м - председатель КГБ СССР) в книге «Избавление от КГБ» (1992) сообщил, что все 105 томов архивного дела Солженицына в КГБ сожжены в 1989-1990 годах.



Но ведь и горнила-то не было. У Варлама Шаламова, Юрия Домбровского, Олега Волкова и сотен лагерников, мемуарами которых пользовался «пророк» - было. А вот сам он большую часть восьмилетнего срока отбыл в Сметанлаге - в «козырных» условиях. Правда, в биографии для Нобелевского комитета писал: «Работал чернорабочим, каменщиком, литейщиком». Но это так, для красоты слога.


Вот Ново-Иерусалимский лагерь, кирпичный завод. «Офицер? – сразу заметил директор. – Чем командовали?» – «Артиллерийским дивизионом!» (соврал на ходу, батареи мне показалось мало). – «Хорошо. Будете сменным мастером глиняного карьера». (Рассказывает сам Солженицын). И «мастер» начинает бить баклуши. Позже он окрестил себя физиком-ядерщиком, чтобы уйти на «шарашку». Нормировщик, завпроизводством, бригадир, библиотекарь... В Степлаге его бригада строила даже каменное помещение БУРа (барак усиленного режима). Тюрьма в тюрьме. Самая гнусная работа. Кстати, бригада Солженицына не принимала участия в восстании, а сам он «слинял» из лагеря с «липовым» раком.


Вообще-то увиливать от рабского труда не позорно. Варлам Шаламов писал, что любая работа в лагере была ему омерзительна. Позорно другое: рисовать вокруг своей башки ореол «мученика», которым ты не являешься. А ведь «пророк», выступая на собрании американских профсоюзов в Вашингтоне, обратился к слушателям: «Братья по труду! Я, проработавший в жизни немало лет каменщиком, литейщиком, чернорабочим...». Правда, солагерник и бывший приятель Солжа напоминает ему в открытом письме: «Из 8 лет заключения 7 лет Вы ни разу не брали в руки ни пилы, ни лопаты, ни молотка, ни кайла».


Да и сам писатель в романе и письмах этого не отрицает. Например, в «шарашках» (1946-1950) от него требовалось две вещи: «12 часов сидеть за письменным столом и угождать начальству» (его слова). Еда: 400 г белого хлеба в день, мясной суп, каши, запеканка, сахар... Еженедельные передачи, ежемесячные посылки. «Мученик» писал жене: «Сухофруктов больше не надо… Хочется мучного и сладкого. Посасываю третий том «Войны и мира» и вместе с ним твою шоколадку».


Это - не укор, а справка к выступлению Витольда Абанькина.



*Почему «нобелиат» любил подонков и предателей*


ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ЗДЕСЬ -
http://www.nvgazeta.ru/news/12370/523604/



Другие статьи в литературном дневнике: