***

Фелиссия: литературный дневник

"...попытка построить модель атома как структуру горения некой среды
и предложить другое понимание причин квантования,
связанное с особой устойчивостью инвариантно-групповых решений,
выступающих в качестве аттракторов-целей развития.


...дискретность возможных структур организации — это то общее,
что связывает мир живого и «неживого»,


Системы живого открыты и в высокой степени нелинейны,
поэтому их ответ на внешнее воздействие может быть многократно сильнее
(или слабее) его величины и качественно различным в разных ситуациях.


Нелинейность накладывает определённые рамки на типы структур живого.
Не всё, что угодно, возможно в качестве метастабильно устойчивого в нелинейном мире. Нелинейность квантует, делает дискретными возможные наборы движений, поз, жестов живых существ...


...природа имеет внутренние предпочтения к некоторым формам живого и косного.
Лишь определённые наборы форм осуществимы в природных средах.
А на другие формы наложен эволюционный запрет:
они неустойчивы и очень быстро эволюционируют к устойчивым формам организации, «сваливаются» на них.


Простейшие математические модели нелинейных открытых сред свидетельствуют,
что таковая система таит в себе определённые формы организации.
Структуры-аттракторы потенциально заложены в среде,
задаются сугубо её собственными нелинейными свойствами.
Они есть НЕПРОЯВЛЕННОЕ — «дух становления» системы.
Они закладывают тенденции процессов в ней.


Потаённость, потенциальность, оборотная сторона бытия присуща и миру человеческому, и миру «неживой» природы. И в среде плазмы, и в живом веществе, и на поле человеческого сознания, и в теле культуры, и в среде научного сообщества есть свои внутренние тенденции, стремления — «предпочтения». И нет смысла им противиться. Всё равно они, подобно сильному речному течению, заставят двигаться в нужном направлении: в поле притяжения одного образца- аттрактора — именно к нему, а в поле притяжения другого образца-аттрактора — к иному. В этом смысле идеи Платона, Аристотеля и мудрецов древнего Китая звучат чрезвычайно конструктивно.


Широко распространённые в природе нелинейные положительные обратные связи
(когда следствие «подстёгивает» действие причины)
обусловливают развитие структур в режиме с обострением,
а это свидетельствует о том, что «время жизни» структур ограничено.
Под режимами с обострением понимаются сверхбыстрые процессы,
когда характерные величины (температура, энергия, концентрация, денежный капитал и т.д.) неограниченно возрастают за конечное время, называемое временем обострения. Если фактор, создающий неоднородности в среде, работает сильнее, чем рассеивающий фактор, то возникают локализованные процессы и волны горения, сходящиеся внутри области локализации. Процесс развивается всё более интенсивно в сужающейся области вблизи максимума. Это — так называемый LS-режим с обострением, сопровождающийся концентрацией, но чреватый десинхронизацией внутри системы.


Получается, что сложная структура существует только потому, что она существует конечное время! Жить конечное время, чтобы вообще жить!
Или иначе: лишь смертное способно к самоорганизации («Препятствиями растём!»). Хотите получить локализацию, сложную структуру — значит её время реализации ограничено моментом обострения. Сам факт преодоления хаоса, удержания его в определённой форме предполагает конечность жизни сложной структуры.


И ещё один не менее важный результат: для широкого класса уравнений с сильно нелинейными источниками показано существование двух противоположных, взаимодополнительных режимов.
Предполагается, что можно избежать процесса распада сложной структуры, развивающейся в LS-режиме роста (температуры) с обострением,
если вовремя (за счёт флуктуаций — хаоса) происходит переключение на иной режим — HS-peжим; тогда снижается интенсивность (падает температура), и «неограниченно разбегаются волны», возобновляются процессы «по старым следам».
Распад, хотя бы частичный, заменяется объединением, максимальное развитие неоднородностей — их замыванием, сглаживанием, растеканием, синхронизацией


Переключение HS и LS-режимов является математическим эквивалентом процессов типа инь-ян. LS-режим — это обострение, ускорение процессов, стягивание к некоему центру и проявление потенциального; HS-режим — это, наоборот, замедление процессов и разлёт, «возобновление старых следов», погружение в прошлое, обращение к царству непроявленного.


Некоторые любопытные явления нелинейного мира указывают
на элементы «памяти» в том числе и в процессах косной природы.
Во-первых, это — возобновление старых следов в HS-режиме. Выше говорилось о том, что в средах с достаточно сильной нелинейностью, вероятно, может происходить самопроизвольное переключение LS- и HS-режимов.


Режим нарастания интенсивности процесса и сбегания к центру (LS- режим) сменяется режимом охлаждения и растекания (HS-режимом), процессы типа ян сменяются процессами типа инь. В HS-режиме происходит расплывание процесса преимущественно «по старым следам», так как теплопроводность таких участков, из-за нелинейности коэффициента теплопроводности, существенно выше, чем «холодных» областей остальной среды.
Но всё-таки расплывание, хотя и слабо, осуществляется и в холодную среду, то есть структура всё более симметризуется, её форма вырождается из сложной в простую. Поэтому, хотя замыкание циклов взаимного переключения противоположно направленных режимов намного продлевает «жизнь» структуры с сильной нелинейностью, однако, оно не может сделать её бессмертной. Накопление элементов «памяти» приводит к «старению» и, в конце концов, к «смерти»


В процессах эволюции сложных структур прошлое не исчезает. Оно остаётся существовать в ином, более медленном, или менее интенсивном темпомире, «тонком». Интенсивные процессы у центра в LS-режиме — это быстрый темпомир.
А следы растекания и угасания в HS-режиме, остающиеся на периферии сложной структуры, — это медленный темпомир. Возврат к прежним медленным процессам в рассматриваемой модели мира представляет собой, в некотором смысле, аналог подсознания и ещё более глубокой видовой памяти.
Вообще говоря, ничто не исчезает,
но всё продолжает гореть в ином, медленном и мало ощутимом для нас темпомире («субъективном». — Ред.). Аналогично, подсознание человека является хранилищем всего того, что человек когда-либо видел, слышал, делал и знал.


Затухание «ненужного», благодаря хаосу на микроуровне (вообще, на более низком уровне организации.), лежит в основе выхода на структуры-аттракторы эволюции. Так протекала в течение нескольких миллиардов лет космическая и биологическая эволюция. Но является ли такой путь единственно возможным?


Строительство по образцу, матричное дублирование,
является некой формой резонансного возбуждения.
Это механизм «штамповки» типа редупликации ДНК,
действующий в открытых нелинейных системах.


Путь же резонансного возбуждения — это быстрый переход к сложному,
многократное сокращение временных затрат и материальных усилий,
инициирование желаемых и — что не менее важно — реализуемых на данной среде структур. Вместе с тем, это как бы и путь йоги, когда медитация способствует кратчайшему выходу на «структуру-аттрактор», и происходит кристаллизация духа, высшего знания, таланта.


Посредством резонансного возбуждения происходит сжатие процессов во времени.


В Природе на всех её уровнях неукоснительно действует принип АНАЛОГИИ,
столь почитаемый в древних доктринах, — закон подобия, изоморфизма.
Он обеспечен её фрактальным, «голографическим» устройством,
когда, как правило, в центре системы (в начале, в прошлом!)
прослеживается спиральная структура («пружина потенции»),
а на периферии (в конце, в будущем!) — ветвящаяся, турбулентная квазихаотичная организация, замыкающая систему, обеспечивая ей обмен с окружающим внешним миром («протянутая рука»)."



Выдержки из статьи
"Синергетика об аналогах живого в «неживой» природе"
Князева Е.Н., доктор философских наук
Курдюмов С.П., доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН


Другие статьи в литературном дневнике:

  • 15.01.2015. ***