Анатолий Жураковский

Фанни: литературный дневник

В нашей душе живет слепое преклонение перед новым, перед современным.
Воспитанные на ложной, фантастической идеологии прогресса, мы неизбежно представляем себе историю как восходящий путь,
как цепь достижений, влекущих нас все выше и выше, возникающих над прошлым, которое кажется нам убогим, бессодержательным, жалким.
Сравнивая себя с предшествующими поколениями, мы представляем себя обычно если не более мудрыми,чем они,то во всяком случае несомненно более внутренне содержательными, одаренными, духовно свободными.
Наши запросы, наши стремления кажутся нам титаническими.
В своем духовном мире, думаем мы, открыли мы те пути к освобождению, которых вовсе не ведали наши предки.
В этом слепом самопревозношении утверждают нас особенно философия, литература и искусство.
Всматриваясь в созданные ими образы, вдумываясь в выдвинутые ими проблемы, мы приходим к убеждению, что и образы эти, и проблемы совсем новые, неслыханные по своей глубине, по силе заложенных в них дерзаний.
Древность, предшествующие поколения — говорим мы — не знали ничего подобного.
Но, несомненно, это утверждение — только горделивый предрассудок.
Прошлое, миры иных эпох, иных культур закрыты от нас.
Нам никогда не понять их своеобразия, сокровенной тайны их души, и потому с большой оскорбительной, а подчас и святотатственной легкостью судим мы о них по себе, упрощаем, принижаем, приспособляем к своим шаблонам все, что кажется нам непонятным и что таит в себе глубины, превосходящие нашу проницательность и недоступные нашему разумению.
Но чем пристальнее, чем любовнее всматриваешься в эту седую древность, в эти священные и святые тени прошлого, тем яснее становится для внутреннего взора, как безмерно богато оно, это прошлое, несравнимо своеобразно, как поверхностно и пошло это желание принизить его в угоду настоящему, представить его только ступенью для будущего.
Образы прошлого, искания прошлого — искания жизни подлинно дерзновенны, величественны, прекрасны, и только наша духовная незрячесть, а порою и невежество побуждают нас говорить о широте наших горизонтов, о глубине наших сомнений, о силе и смелости наших дерзаний.


святой новомученик Анатолий Жураковский, протоиерей Киевский, выдающийся русский духовный писатель, память которого вымарали из истории России. Расстрелян в лагере в 1937 году. Память 20 ноября (3 декабря н.ст.).



Другие статьи в литературном дневнике: