Протоиерей Андрей Ткачев Не нужно изображать из се

Анатолий Евстафьев: литературный дневник

Не нужно изображать из себя христианина первых веков.
Не нужно из себя изображать победителя над страстями...
Нужно ничего из себя не изображать и честно попытаться понять: "Кто я такой на самом деле?"


Поняв, кто я такой - нужно понять, что я могу.
И вот, этот честный образ жизни перед лицом Божиим, будет, наверное, спасительным.


Что делать?


Господь не поменялся, Он во веки тот же.
Нужно искать Его, и на пути к Нему найти и себя самого, потому что мы себя не знаем.


Возможно, это звучит очень обще, но нужно спрашивать, где Господь. Написано у пророков, что наказаны будут священники за то, что с раннего утра не спрашивали, где Господь.


Нужно искать Бога и стремиться к Нему.
И только на этом пути человек начинает обретать себя самого, и скрытое в нем проявляет себя.


В свернутом виде все грехи в нас присутствуют, и покаяние нужно принести Богу не только за содеянные тобою факты греховной биографии, но и за то, что скрыто присутствует в тебе, чего ты сам о себе не знаешь.
Есть такой сказочный оборот: готов ли ты отдать мне то, о чем ты сам у себя дома не знаешь?


Как правило, люди готовы.
И то, что люди о себе не знают - оно либо самое дорогое у них, либо самое страшное в них.


По части грехов, наверное, самое страшное в нас - это то, что мы о себе не знаем.
А самое дорогое - это то, что мы меньше всего ценим. Наверное, так.
Думаю, что все мы, люди, пребываем в преступном состоянии души и ума, при котором не знаем о себе ни хорошего, ни плохого.


Лучшее в себе мы не ценим, страшного в себе мы не боимся. Поэтому и спасти человека, наверное, нельзя, потому что он сам себя не знает.
Кого спасать, если вместо тебя, человека, одна сплошная иллюзия, одни сплошные представления о себе и набор масок…


Духовная жизнь обнажает человека.


Она не превращает его автоматически в подвижника, но снимает с него маски.
Наши рахитичные, какие-то паралимпийские попытки изобразить великанов духа - они уродливы на самом деле. Наш пост, наши молитвы, наше духовное обучение, вообще, наш образ жизни - часто бывают уродливы, к сожалению.


Такие слова, как "искушение", "гордыня", "ад", "утешение", "благодать", "рай", "страсть", "посещение Божие", "увядшая страсть", "проснувшаяся страсть" – это все не какие-то архаичные термины, а реальные явления.


И настоящие страсти - они тебя как псы грызут, и как осы жалят…
Чтобы положительно наполнить жизнь человека, нужно всю евангельскую лексику, которой мы так легко пользуемся, наполнить внутренним переживанием, живым ощущением.


На самом деле, оно всё есть.


И вот тогда человек понимает - какой он, - и в общей сложности, это всё рождает два слова: "Господи, помилуй!"


Источник: https://dzen.ru/a/Y0J7gDxdhA6c5vlK




Другие статьи в литературном дневнике:

  • 19.01.2023. Протоиерей Андрей Ткачев Не нужно изображать из се