О главной причине гибели В. С. Высоцкого Владимир

Вера Половинко: литературный дневник

О главной причине гибели В. С. Высоцкого
Владимир Привалко
Совсем недавно мы отмечали среди многих январских праздников один праздник, который особенно дорог нам, поэтам, - день рождения Владимира Семёновича Высоцкого.


Если бы он не умер в 1980 году в возрасте 42 лет, ему бы 25 января сего ( 2013 ) года исполнилось бы 75 лет. Очень много публикаций поэтов в связи с этим событием появилось и на нашем сайте - Стихи.ру. В них, помимо признания в любви к поэту и его творчеству, содержалось и присущее очень многим людям - и поэтам и не поэтам - мнение, что причиной гибели Высоцкого стали гонения со стороны власти, преследования КГБ, отсутствие демократии в СССР, отсутствие официального признания в литературной среде, скрытое недоброжелательство тех, кого поэт считал своими друзьями, чрезмерное употребление алкоголя, наркотиков и тому подобное.


Все эти причины, ставшие выражением расхожего представления, мне кажутся либо ошибочными ( Высоцкий был патриотом своей страны и никогда не боролся с советской властью, как и она с ним ), либо вообще не очень существенными , либо существенными лишь отчасти, но в конечном счёте, не принципиальными и не главными.


В доказательство своих слов я приведу один простой пример из жизни Высоцкого, описанный Мариной Влади.


Она описала, как они вдвоём с Высоцким путешествовали по свету. Однажды они купались где-то в очень красивом месте ( кажется, это было в Мексике ) в водах океана. Погода стояла изумительная. Пейзажи вокруг были сказочной красоты : голубое безоблачное небо, пальмы, лазурь океана, чистейшая вода, коралловые рифы и т.д. Они были молоды, полны сил, любили друг друга и были счастливы. Вдруг среди этого благолепия и умиротворённости, которые возможны лишь в раю, Высоцкий пишет одну из самых пронзительных и трагических своих песен "Спасите наши души !" И тут же исполняет её Марине.
Для Марины это стало шоком. Она признаётся, что была в тот миг потрясена не только песней, но и тем, что песня эта появилась в обстановке, где менее всего - так ей, Марине, тогда казалось - можно было найти повод для её написания.


Отчего так произошло ? В чём заключается истинная причина неизменного присутствия трагического начала в творчестве Высоцкого ? В чём, иными словами, заключается главная причина гибели поэта Владимира Высоцкого ?


Я постараюсь здесь ответить на этот вопрос. Я постараюсь быть краток. Мысли, которые я выскажу, нигде мною не заимствованы и принадлежат мне, хотя, возможно, они по своей философской канве и не новы. Новизна их состоит только в том, что знание о жизненных закономерностях, давным-давно подмеченых философами и психологами, я использовал на примере рассмотрения конкретной человеческой судьбы.


Причина относительно ранней гибели Владимира Высоцкого ( он не просто умер, а погиб ), как в подавляющем большинстве случаев - и любого высокоодарённого человека, заключена прежде всего в нём самом, в устройстве его психики или, как выражаются поэты, души.


Душевный мир подавляющего большинства людей - и в особенности это касается поэта - раздвоен. В нём одновременно живут - и об этом сказал сам Высоцкий в стихотворении "Моё второе я" - как бы две сущности, два "я", два человека. Это происходит потому, что душе человеческой присуще нравственное начало, нравственная оценка всего : поступка, мысли, чувства, любого жизненного явления. Обычные люди это нравственное начало именуют просто и незамысловато "голосом совести ". Философы называют " категорическим императивом". Этот голос звучит в душе повелительно и требовательно. С ним невозможно спорить. Это диктатор.


Этот голос совести, это нравственное начало, заключённое в душе, и есть главная причина вечной раздвоенности и дисгармонии в ней. Этот "нравственный диктатор" делит душу, духовный мир человека, как бы надвое - на добро и зло, на свет и тьму. Развитому человеческому сознанию всегда присуще ощущение неудовлетворённости собой, так как человек с таким сознанием остро чувствует своё несовершенство, присутствие в самом себе нравственного негатива : злобы, лжи, зависти, жестокости, лицемерия, трусости и т.д.


Человек с таким сознанием живёт мучительно, так как он, по сути, вечно борется, и борется, прежде всего, сам с собой. Одна половина его души конфликтует с другой, категорически не принимая её. И только вторичной в этой борьбе становится борьба с другими людьми, с миром. Такой человек понимает, что он не имеет морального права осуждать других людей за то, что они несовершенны и злы, на том простом основании, что несовершенен он сам. И чем более духовно одарён человек, чем сильнее в нём звучит этот голос-диктатор, тем острее такой человек осознаёт эту свою душевную раздвоенность. Жизнь такого человека, повторяю, мучительна, так как он непрерывно проводит её в саморазрушительной схватке.


"С кем протекли его боренья ?
С самим собой ! С самим собой ! -


Вы, конечно, помните эти замечательные слова из стихов Александра Блока.


Поэт, как человек тонкой душевной организации, обострённой совести, яснее чем кто-либо чувствует эту раздвоенность собственной души. Страсти, которыми полна кипящая душа поэта, увлекают его на совершение поступков, в которых он потом сам же будет горько и мучительно каятся, за которые будет жестоко казнить себя. И поэт, в конце концов, изнемогает в этой постоянной изнурительной борьбе с самим собой и зачастую начинает прибегать к средствам защиты от работы вообще самого сознания. К тем, что всегда есть под рукой - к алкоголю, к наркотикам, к психотропным лекарствам.


"Я б хотел забыться и заснуть !" - так говорит поэт, нисколько не лукавя и ничего не приукрашивая.


И часто в финале, как апогей этой борьбы с самим собой, всё настойчиее и настойчивее, как средство спасения от самого себя, стучится в его сознание мысль о смерти, как о единственном спасительном выходе из заколдованного круга.


Такая жизнь в состоянии постоянной раздвоенности души и в бесплодной борьбе с этой трагической раздвоенностью и есть то, что называют словом "самосожжение", когда говорят о судьбе поэтов. Душа такого человека, как свеча, горит как бы с двух сторон - с одного конца её сжигают страсти, с дугого её опаляет совесть.


Выше сказанным можно обьяснить пресловутую кофликтность, скандальность и неуживчивость поэта. Она - лишь проявление и продолжение его внутреннего кофликта. Поэт живёт, мучая себя и даже людей, желающих ему помочь.


"Зачем же тогда в скандалах
Я мучал себя и других ?" - таких упрёков самому себе немало в стихах расточил Есенин.


Существует лишь одно средство, одно лекарство, что может оказать помощь такого рода человеку в его борьбе, не разрушая самого человека. Это лекарство - время.


В жизни почти каждого человека рано или поздно наступает пора, когда сами по себе, без участия его воли, утихают страсти, угасают желания.


Я возмужал среди печальных бурь.
И дней моих поток, так долго мутный,
Теперь утих дремотою минутной
И отразил небесную лазурь.


Как красиво и как точно обо всём этом сказал Пушкин !


Но поэт - натура жизнелюбивая. Он и желает успокоения - " Я давно ищу в судьбе покоя !" - и боится его. Ему представляется, что угасание страстей, уход желаний - это предвестие жизненного конца, конца его творчества. "Я теперь скупее стал в желаньях !" - с горечью воскликнул Есенин, когда ему было всего 26 лет, хотя и понимал, что "жить нужно легче, жить нужно проще, всё принимая, как есть, на свете ."


И поэт снова, чтобы убедиться, что он попрежнему молод и полон сил, что энергия жизни не покидает его и чтобы снова насытится опьяняющей брагой жизни, бросается в бурлящие волны страстей :


А он мятежный просит бури,
Как будто в бурях есть покой !

На двух стульях сидеть одновременно, как известно, нельзя. Покой и страсти невозможно совместить и нельзя, отдавшись во власть страстей и желаний, внутренне, душевно не саморазрушаться ( я не говорю в данном случае о неизбежном физическом разрушении человека, к которому приводит путь живущих по воле страстей ).


Пора, когда утихают страсти, пожалуй, есть самая благодатная пора человеческой жизни. Пора примирения и с собой, и с миром. Чаще всего эта пора приходит, когда большая часть жизни уже позади. Однако поэт ждать не любит и не умеет. И потому саморазрушение поэта происходит, как правило, раньше, чем эта пора наступает, и гораздо быстрее - чем у обычного, менее духовно одарённого человека.


Пройди опасные года,
Тебя подстерегают всюду.
И если будешь цел, тогда
Ты, наконец, поверишь чуду.


Так, предупреждая о роковой опасности, писал опять-таки Блок.


Плохую услугу на жизненном пути поэта оказывают рано пришедший успех, слава, обильно хлынувшие в руки деньги с теми возвожностями, которые они предоставляют. Эти "дары" судьбы только ускоряют полёт в пропасть. Они, подогревая и без того кипящие страсти, как бы играют роль катализатора в той химической реакции, которая протекает и без того быстро. Владимир Высоцкий получил всё это - эти ложные блага мира - сполна. Так, словно невидимый враг, поставивший своей целью погубить поэта, стал обильно сыпать их ему своей "щедрой" рукой.


" Спасите наши души !" - этот крик отчаяния означал только одно :" Спасите мою душу от её несовершенства ! Внесите в неё ту гармонию, которой я жажду и которой я в ней не нахожу ! Умерьте боль от бесплодной борьбы, которую я веду сам с собой и в которой я никогда не могу одержать победы, ибо враг, которого я хочу одолеть - это я сам ! Я запутался в этой борьбе с самим собой ! Я тону, как подводная лодка, терпящая крушение, потому что тонет находящаяся во мне моя душа больная несовершенством ! Помогите мне всплыть, подняться ! Спасите меня от самого себя !"


То же самое о себе говорили и другие поэты, пусть и иными словами : " Тяжелее чем камни я нёс свою душу !" - признался Есенин. " Пойду, любовищу свою волоча. В какой ночи бредовой, недужной, какими Голиафами я был зачат, такой большой и такой ненужный ?" - отчаявшись, произнёс Маяковский. Если слово "любовищу" заменить на слово "душу", смысл сказанного станет ещё яснее. Можно привести много подобных цитат из стихов больших поэтов, но я пообещал быть краток.


Совершенно иначе, ложным образом были истолкованы эти слова поэтов, в том числе, как и слова поэта, о котором мы здесь ведём речь - Владимира Высоцкого. И ложь о нём, о его трагедии, кочует и по сей день из уст в уста и стала расхожей. Ложь, порождённая очень поверхностным, примитивным взглядом на мир, на жизнь, на душу человеческую.


В заключение я хочу рассказать один эпизод. Однажды я стал свидетелем такой жизненной ситуации. Маленький ребёнок, горячо ждавший от родителей покупки полюбившейся ему игрушки, получил, наконец-то, её в подарок. Радости его не было предела ! Он играл с нею, не расставаясь, целый день до вечера. И родители всё никак не могли уложить его спать. И вот ребёнок, забавляясь этой игрушкой, так устал и перевозбудился, что долго в эту ночь не мог заснуть. И очень сильно плакал. Так что даже пришлось ему неоднократно давать лекарство, чтобы его успокоить. Родители, желая ребёнка обрадовать, стали поневоле причной его страдания.


Глядя на эту сцену, я вспомнил и судьбу Владимира Высоцкого. Мне показалось, что, как этот простодушный и наивный ребёнок, и он получил в дар от судьбы чудесную "игрушку" - свой большой поэтический дар, свою душу, богатую страстями и при этом - с чистейшим кристаллом совести, кристалом острым, как скальпель хирурга, и получив такие дары , как этот пришедший в восхищение от подарка и перевозбудившийся ребёнок, очень-очень устал. Устал от своей чудесной "игрушки" и погиб, заиграшись с нею.


P.S.


Можно ли было спасти Высоцкого ? Я думаю, что едва ли, а точнее сказать - нет ! Он и в идеальных условиях, и в раю бы оставался самим собой, жил бы своей жизнью полной страстей и желаний, мучился бы и казнился, и "сгорел" бы точно так же, как и здесь, на нашей грешной земле. Марина всё это прекрасно видела и понимала. Её любовь, по сути, была состраданием. Она приложила все силы в борьбе за спасение Высоцкого. Она тушила "пожар" его души, как могла. Но, увы, и ей сделать это оказалось не под силу. Спасибо ей за то, что она сумела продлить жизнь Высоцкого на те 12 лет, которые они пробыли вместе. Без её участия он "сгорел" бы, надо полагать, гораздо раньше. Вне всяких сомнений, она была его земным ангелом-хранителем. Но разве можно спасти того, кто сам не желает себе спасения ? Я полагаю, что нет.


В заключение я хотел бы сам для себя ответить на вопрос, который напрашивается : А возможно ли существование души без её противоречий, души гармоничной или хотя бы внутренне бесконфликтной ? Есть ли на свете такие люди ?


Да ! Есть ! И мы их встречали. Однако существование такой души возможно только в двух случаях :


1. Если в душе совершенно отсутствует "голос совести", если она абсолютно аморальна. В этом случае нет внутренней раздвоенности. Страстям есть выход и нет при этом самоосуждения. Таковы души закоренелых преступников. И они страшны - эти души.


2. Если в душе совершенно отсутствуют страсти, сильные желания. Если она абсолютно бесстрастна. В этом случае тоже нет внутренней раздвоенности. В такой душе ясно слышен только один голос - голос совести и она покорна только ему, потому что нет другого голоса. Таковы души праведников, святых.


Но большинство людей на земле принадлежит к третьему типу, когда в душе уживаются, непрерывно конфликтуя между собой, с одной стороны "голос совести", а с другой - голос страстей и желаний. Ярким примером такого типа людей является поэт. В нём рельефно, обострённо выражены эти две противоположности. В этом случае внутренний конфликт, а с ним, зачастую, и жизненная трагедия, становятся неизбежны, как в случае с Владимиром Семёновичем Высоцким.



Уважаемый читатель !


Я предполагаю, что дочитав до конца мою статью, ты испытал чувство некоторого разочарования. Ведь начиная её читать, ты, я уверен, соблазнившись громким названием, надеялся, что я открою и изложу здесь какие-нибудь невероятные факты из жизни Высоцкого. Например, обьявлю, что Высоцкого отравил друг, тайный сотрудник КГБ, или что он сам принял яд. Нет. Ничего этого я не сообщу. Потому что этого и не было. Но разве, если нечто подобное и происходит в жизни поэтов, разве это что-то существенно меняет ? Вдумайтесь - родиться на земле, получить дар, о котором другие поэты только мечтают, с тем, чтобы неизбежно погибнуть, потому что этот дар и заключает в себе все необходимые предпосылки для мучения и гибели - разве это не жутко ?Зачем всё это так устроено ? Разве без мук нельзя ? Разве этого условия, где указано, что ты станешь подлинным поэтом, но будешь жить тяжело, мучительно и в итоге погибнешь ! - разве этого жестокого условия, выдвигаемого жизнью, и при исполнении которого только и возможен иногда приход на некоторое время той ничтожной компенсации за мучения, которой имя "слава", - разве всего этого недостаточно, чтобы, как роденовский мыслитель, глубоко не задуматься и над творчеством гениев, и над собственным творчеством и над самой жизнью ?




26 января. 2013г.



Другие статьи в литературном дневнике: