Михаил Васильевич Ломоносов

Наталья Алексеевна Исаева: литературный дневник

Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) — великий русский учёный, химик, физик, поэт и писатель, труды которого стали известны во всём мире. Прославился в разных областях знаний: науке, литературе и общественной деятельности.


Родился 8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинской Архангельской губернии (ныне село Ломоносово) в семье крестьянина-помора Василия Ломоносова.


В 1731 году поступил в Славяно-греко-латинскую академию.


В 1736 году отправился учиться в Германию, где изучал технические и естественные науки, а также иностранные языки и литературу.


Умер 4 (15) апреля 1765 года на 54-м году жизни от воспаления лёгких, похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.



Наука
Заложил основы физической химии — наметил пути исследования химических процессов методами из физики, ввёл в научный оборот термин «физическая химия».


Разработал теорию теплоты, предложив молекулярно-кинетическую трактовку тепловых явлений.


Объяснил свойства атмосферного воздуха: объяснил, почему атмосферный воздух должен быть всё более разреженным по мере удаления от земли, пришёл к выводу о трёхслойности атмосферы.


Открыл атмосферу у Венеры — установил это 26 мая (6 июня) 1761 года, когда наблюдал за прохождением Венеры по диску Солнца. Впоследствии его утверждение было подтверждено, а оптический эффект получил название «явление Ломоносова».



Литература
Разработал теорию трёх штилей русского языка, которая легла в основу развития русской литературы.
Создал «Российскую грамматику», которая стала первым научным описанием русского языка.
Писал оды, в которых воспевал величие России, её историю, её правителей. Например, «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны».


Общественная деятельность
Инициировал создание Московского университета — по его проекту в 1755 году открыли университет, в котором работало три факультета: философский, юридический и медицинский.
Стремился распространить образование во всех слоях русского общества: отстаивал мысль о расширении сети школ, числа обучающихся детей в них, выступил за единую бессословную систему образования, доступную всем.



Другие статьи в литературном дневнике: