Майя Менглет, звезда фильма Дело было в Пенькове

Наталья Алексеевна Исаева: литературный дневник

Дочь легендарного актера обвинила его в предательстве


Недавно исполнилось 100 лет со дня рождения знаменитого актера Георгия Менглета. Наш репортер встретилась с его вдовой – актрисой Ниной Архиповой. Выяснилось, что юбилей торжественно не отмечали. Великого артиста помянули в узком, почти семейном кругу. Нина Николаевна и коллеги Менглета по Театру сатиры были удивлены, что в день юбилея им не позвонила дочь Георгия Павловича – Майя Менглет, звезда фильма «Дело было в Пенькове». Она уже 10 лет как эмигрировала в Австралию. По словам вдовы, от нее не было вестей вот уже несколько лет. Однако нам удалось разыскать Майю Георгиевну в Мельбурне.


– Майя Георгиевна, почему вы не приехали в Россию на 100-летие Менглета?


– После смерти папы у меня никого не осталось из близких в России. И я теперь живу в Австралии. Почему не приехала на юбилей? Так меня никто и не приглашал. Из Театра сатиры не было никаких звонков, хотя Александр Ширвиндт знает мой телефон. А с вдовой папы, Ниной Архиповой, я сейчас не имею никаких контактов.


– Многие поклонники гадают, почему вы уехали из России.


– Поверьте, самой большой неожиданностью наш отъезд был для меня и для моего мужа, народного артиста Леонида Сатановского. В 2002 году нам с ним пришлось уйти из Театра имени Станиславского, которому мы отдали 43 года! Нас просто предали, причем лучшие друзья и коллеги! Случилось это за три недели до нашей с Лёней премьеры – спектакля «Мещанин во дворянстве», в котором мы оба были заняты. Обидели моего мужа, а я, как верная жена, первая подала заявление.


А случилось вот что: муж заболел, два дня у него было повышенное давление, в эти дни он не мог репетировать. И за эти два дня ему успели найти замену! Когда я пришла на очередную репетицию, увидела, что в костюме мужа репетирует другой актер! Побежала к директору, стучала, стучала. В конце концов он мне открыл. И оказалось, что он пьян! Я его спросила: «Почему вы сняли с роли Сатановского? Как могли, ведь это непорядочный поступок, предательство!» Он ответил: «Не нравится – уходи!» Я бросилась в кабинет секретаря, взяла какой-то обрывок бумаги и написала заявление. Директор вслед мне кричал: «Скатертью дорога!» Я помчалась домой и сказала Лёне о своем поступке. Потом нам звонили из Министерства культуры, просили вернуться. Но в театре стало все разваливаться. Много лет мы надеялись, что Театр имени Станиславского возродится из пепла. Но этого, как видно, до сих пор не произошло.


– Почему именно Австралия?


– Тут уже давно жил сын Алексей, он сделал в Австралии актерскую карьеру. Другой сын, Дмитрий, закончил МГУ и работал также за границей. Поэтому нам было к кому ехать. Но все равно первый год нам дался очень тяжело! Лёня, как мужчина, скрывал переживания. А я каждый день плакала, ведь это был такой удар в спину. Мы совершенно не собирались уезжать из страны! Но обратно нас никто не звал, звонили только друзья. Официальных предложений работать не было. А потом на наше счастье нас пригласили в Первый русский драматический театр в Канаде, и там мы переиграли весь классический репертуар. Туда приглашали и актеров из Москвы. Еще я работала с Михаилом Козаковым в Израиле. Это для нас была творческая отдушина, но ездить очень далеко. Пришлось расстаться с этим театром.


– После выхода фильма «Дело было в Пенькове» в 1955 году к вам пришла бешеная популярность, вашу Тоню обожали все. Может, кино могло бы вас поддержать?


– Меня не так уж много приглашали сниматься, в итоге работ мало. Как-то режиссер Петр Тодоровский сказал мне: «У тебя морда не для советских кинофильмов!» А я действительно любила больше театр. И еще для меня всегда на первом месте была семья!


– Майя Георгиевна, говорят, что уход Менглета из семьи был для вас большой трагедией…


– Папа ушел из дома в 1961 году. Мы жили все вместе – мама, я, муж, и моему сыну уже было пять лет. Он обожал папу и называл его «дед Жорюга». Я прекрасно помню тот вечер, когда папа собирал вещи. Он стоял у окна и плакал. Говорил: «У меня нет возможности поступить иначе!» Для меня это был удар ниже пояса. Мне казалось, что папа просто меняет плохие условия на хорошие.


Мы ведь всегда жили бедно – на пять человек однокомнатная квартира. Я с мужем жила в кухне, а кухню сделали из ванной. Денег совсем не было. Когда мне из папиных штанов сшили юбку – это было большое счастье! Вообще, мама прекрасно умела шить и делала такие платья, что мне в 10-м классе предложили быть манекенщицей и поехать в Англию.


Правда, когда я с восторгом рассказала об этом родителям, папа впервые в жизни залепил мне пощечину. Так его возмутила моя готовность уехать. От его выволочки я пришла в себя и о карьере модели забыла.


– Значит, вы действительно не разговаривали с отцом много лет?


– Писали, будто я 25 лет не разговаривала с отцом. Это неправда. Сильно обижалась только первое время. Когда отец приходил к нам, я закрывалась в ванной и плакала. Потом выходила к матери и говорила: «Спусти его с лестницы!» Мне было обидно за маму, ведь папу сделала именно она! Она очень помогла ему в жизни. У нас дома был культ папы. Во время войны если в доме было яблоко, его отдавали папе, а не мне. В холода я гуляла на улице и не могла вернуться домой, потому что папа отдыхал перед спектаклем, а мы жили в тесноте: шесть человек в девятиметровой комнат


е. Папа был кумиром! Им гордились, его обожали! Продали в Воронеже дом, купили ему шубу на хорьковом меху. Это не показное, а от души! Мама выступала в роли строгого судьи, читала нотации. А папа был моей «подружкой», самым близким человеком. Но в бытовых делах он всегда выглядел беспомощным. Когда уходил из дома, поднимал ногу, а мама ему завязывала шнурки.


– Вы обвиняли отца в предательстве?


– Он ведь действительно предал маму. Ведь поначалу она тоже работала в Театре сатиры. Потом она заболела гриппом, получила осложнение, долго лечилась. В результате попала под сокращение, и папа даже слово за нее не замолвил, хотя имел такую возможность. Мама осталась без пенсии и без работы, без всего! Он приходил к нам, потому что его тянуло к близким. Потом, стоя у маминого гроба, папа сказал: «Это человек, которого я любил всю жизнь!» Мама больше не вышла замуж. Она воспитала моих детей. Только за счет этого я могла играть в театре и сниматься в кино.


– Нина Архипова говорила, что у вас с ней наладились отношения. Но, похоже, вы не очень с ней близки.


– Пока была жива мама, я в доме Архиповой никогда не появлялась. Пришла туда на какой-то папин юбилей уже после смерти мамы. К тому времени мы подружились с сыном Архиповой, Михаилом. Он был врачом и очень помог моей матери. Он замечательный человек, за его заботу я ему очень благодарна!


Однако мне было очень обидно, что папа во всех интервью говорил о детях Архиповой, а о моих сыновьях, обо мне, – своих родных дочери и внуках – ни слова! Он даже не упоминал о нас. Хотя мой старший сын Алексей состоялся как актер, младший, Дима – доктор наук, да и я занимала свою определенную нишу… Может, это все было специально так сделано, чтобы отстранить папу от нас. Но это доставляло мне боль! Однако, несмотря ни на что, я папу очень любила, люблю и буду любить. Возможно, будучи ребенком, я бы легче перенесла уход отца. Но мне тогда исполнилось 26 лет, и я понимала, как тяжело моей маме. Не знаю, простила ли она его, в ней текла литовская кровь, и она не показывала нам свои чувства. Мама всегда говорила о папе: «Ему хорошо, и слава Богу!» От печальных мыслей ее отвлекали мои дети. Если бы не они, ей бы было еще тяжелее.


– После ухода из семьи Георгий Павлович помогал вам материально?


– Нет. Никогда! Никогда… Один раз в жизни был неприятный случай, когда я попросила денег. Но он не дал. Вообще, папу в той семье очень сильно изменили.


Например, он стал заниматься бытом. Теперь его можно было встретить на улице несущим авоську с продуктами. Он имел связи в мясной лавочке, куда приходил за хорошим товаром. Это меня очень удивляло! Ведь живя с мамой, он даже не знал, где поблизости находится продуктовый магазин.


– Позже вы простили Нину Архипову за то, что она увела вашего отца из семьи?


– Между мной и Ниной не было никакой откровенной беседы, примирения. Я в ее дом приходила очень редко. А когда папа умер, она попросила, чтобы я написала заявление, что не претендую ни на какое наследство. Я подписала, сказав: «Мне ничего не надо!» Попросила только портрет моего прадеда, генерала царской армии Михаила Охотина, но она сказала, что он в музее. Нина Николаевна предложила мне на память несколько папиных галстуков и старые оправы от очков. Галстук я взяла, он висит у меня дома в рамке вместо портрета. Ну и фотографии отца и афиши висят, конечно. Я никакой злобы на Нину Николаевну не держу. Но и говорить мне с ней особо не о чем. Папа действительно имел чувства к этой женщине. Потом, там было удобнее жить, большая квартира. Дети Архиповой находились больше на даче, с мамой писателя Горбатова, ее предыдущего мужа. У них собирались компании. А у нас – совершенно другая жизнь, омраченная постоянным безденежьем.


– Сколько у вас сейчас внуков?


– У меня две внучки, одна правнучка и, надеюсь, будет скоро еще одна внучка. Алексей и Дмитрий живут отдельно от нас. Дмитрий занимается наукой. Алексей работает в Мельбурне, он директор русского радио. Мы с Лёней живем в отдельной квартире. Мне недавно сделали серьезную операцию на коленке, вставили в колено искусственный сустав. Я была в круизе (путешествовали по Европе) и упала, выходя из автобуса. После этого понадобилась операция. Сейчас я уже могу ходить, но недолго, к тому же приходится все время принимать обезболивающее… Здесь, за границей, меня потрясает человеческая доброжелательность. Например, я ужасно говорю по-английски, но где бы я ни была, мне помогают и говорят: «О’кей, нет проблем!» В деньгах мы не нуждаемся. Финансовыми вопросами занимается мой муж, находит способы зарабатывать. Мы с Лёней вместе 53 года!


– А в Россию вас не тянет?


– Возможно, я поеду туда в ноябре. Смущает только мое колено: придется сидеть в гостинице и приглашать друзей. Конечно, я скучаю по России.


Справка


Майя Менглет родилась 8 августа 1935 года в семье известного актера Георгия Менглета.



В 1953 году поступила в Школу-студию МХАТ. Больше 40 лет служила в Театре им. Станиславского. Известность пришла к актрисе в 1955 году, когда она сыграла главную роль в фильме «Дело было в Пенькове». Актриса замужем за актером Леонидом Сатановским, имеет от него двух сыновей.


Фильмография


1.1943 — Лермонтов — эпизод
2.1957 — Дело было в Пенькове — Антонина Андреевна Глечикова
3.1958 — Матрос с «Кометы» — Шура
4.1959 — Исправленному верить — Зоя Левченко
5.1960 — Домой — Саша
6.1961 — Алёнка — Лида, жена Степана
7.1967 — Места тут тихие — девушка на танцах в клубе
8.1969 — Похищение — артистка Менглет
9.1971 — Алло, Варшава! — Зося, певица
10.1972 — Юлька — Наталья Николаевна, мать Юльки
11.1974 — Большой аттракцион — Марина Логинова
12.1984 — Шанс — Ванда Казимировна Савич, директор магазина
13.1990 — Женский день — мать Ирины
14.1991 — Встретимся на Таити — жена Надоленко
15.1994 — Крысиные похороны по Брэму Стокеру — мадам Рено
16.1995 — На углу, у Патриарших — Софа, жена Михаила Абрамовича



Менглет Майя Георгиевна


Maya Menglet



Родилась 8 августа 1935 года в Москве, в семье актеров Георгия Менглета и Валентины Королевой.


Заслуженная артистка РСФСР (16.07.1984).


В годы войны Майе довелось жить в эвакуации в Сталинабаде (ныне Душанбе). После победы Георгия Менглета пригласили работать в Театр сатиры, и вся семья возвратилась в столицу.
Майя была влюблена в театр и кино с детства. В книге Георгия Менглета "Актер - лицо действующее", актриса вспоминает, что снималась в пятилетнем возрасте в фильме "Лермонтов" (1943) и еще "... когда я была в девятом классе, сын актера Театра Cатиры Федора Николаевича Курихина, Никита, снимал свой дипломный фильм. Он попросил папу там сняться, а заодно снял и меня. "Это были первые опыты в кино. Майя несколько лет занималась в театральной студии городского дворца пионеров и даже как-то снялась в небольшой роли в одном из фильмов. Тем не менее, свое будущее связывать с актерской профессией Майя поначалу не собиралась. Как признавалась впоследствии актриса, она побаивалась сцены и сильно сомневалась в своих внешних данных.


И все же гены взяли свое. По окончании школы вместе с друзьями Игорем Квашой и Светланой Мизери Майя отправилась на просмотр в Щукинское училище. Именно там она повстречала своего будущего мужа актера Леонида Сатановского.
Майя Георгиевна вспоминает: «И у нас возник такой флюид. Детский роман с моей стороны, но потом он прекратился, и была совершенно параллельная разная жизнь у него и у меня, а потом, так сказать, это все опять возобновилось. Я никогда не любила красивых мужчин. Это не мой тип. Я всегда любила светлых и очень обаятельных, душевных, вот так сказать, понимаете, с каким-то таким внутренним шармом. Наверное, так сказать, меня это и поразило. Потом мне очень нравилось, как он двигается, как он поет, он меня купил тем, что он мне пел такие жестокие романсы, замечательно пел».
Майя не стала поступать в Щукинское, она подала документы в Школу-студию МХАТ. Причем сделала она это тайком от родителей, сказав, что поступает в институт иностранных языков. О выборе дочери родители узнали лишь после того, как Майя была принята на курс В.О. Топоркова. А вскоре произошли изменения и в личной жизни будущей актрисы, - она вышла замуж за Леонида Сатановского. В 1955 году у них родился первенец.


На пробы к фильму Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове» Майю Менглет пригласили, когда она училась на последнем курсе. На роль скромной девушки Тони, приехавшей работать в деревню агрономом, претендовало много известных актрис. В их числе была даже жена режиссера Нина Меньшикова. Ну, какие могли быть шансы у никому не известной студентки?! Однако выбор Ростоцкого пал именно не нее!
Майя Менглет вспоминает: «… я поехала на студию Горького, и тогда знаете, модно было, чемоданчик с железными уголками, и вот шла проба, Вячеслав Васильевич Тихонов пробовался с какой-то актрисой, и я так на этом чемоданчике пристроилась где-то у стеночки, очень скромно, села на него и во все глаза, так сказать, стала пялиться и смотреть, и наблюдать, что там происходит. И вот потом режиссер Ростоцкий сказал, что я бы мог тебе уже пробу не делать, потому что я видел, как ты реагируешь, как ты непосредственна, и как ты, так сказать, наивна в чем-то, что это именно, мне показалось, что ты именно та Тоня, которая должна быть у меня в картине».
Многие сомневались в выборе Ростоцкого. Не верили, что Тихонов и Дружинина смогут сыграть деревенских парня и девушку. А что уж говорить о Майе Менглет! У начинающей актрисы действительно поначалу мало что получалось. Дело в том, что одновременно со съемками она репетировала с Олегом Ефремовым роль в дипломном спектакле. Роли были совершенно разными, и Майя порой не успевала перестраиваться. «И вот приходила на репетицию, Ефремов говорил: «Майя, что с тобой, что ты такая скованная, куда все девалось то, что мы вчера нашли». Приходила на съемку, Ростоцкий говорил: «Майя, да что ж такая разбеша, да что ж такое...» - вспоминала Майя Георгиевна. К счастью, Станислав Ростоцкий не слушал советчиков, он продолжал верить в Майю, как оказалось, не зря…
Съемки фильма происходили в деревне. Актеры здесь жили, ходили в той одежде, в которой снимались, и все это способствовало быстрейшему вживанию в роль. Со временем местные жители стали полностью отождествлять их с персонажами фильма, порой забывая, что перед ними столичные артисты. Наверное, именно в такой атмосфере и рождаются настоящие шедевры…


Первая главная роль Майи Менглет в кино оказалась поистине триумфальной. Зрители с восторгом приняли фильм, искренне сочувствуя его героям. Еще недавно никому не известная актриса в один миг стала всенародно популярной. Портреты Майи Менглет можно было увидеть на многочисленных афишах, на открытках, продававшихся в киосках «Союзпечати». Дошло до того, что в одной из российских телепрограмм у отца Майи Менглет, известного народного артиста СССР Георгия Менглета как-то спросили: «Скажите, а вы имеете отношение к той знаменитой Майе Менглет?»
К счастью, Майя оказалась внутренне готова к этому потоку славы. Она признается: «Ну я понимала, я человек, тоже немножко обладающий юмором, я понимала, что, конечно, кино приносит шквал славы, иногда это совершенно незаконно бывает, и это не значит, что ты, так сказать, хороший актер или уже маститый актер, но иногда человек молодой и может и не вынести этого груза славы, может надломиться и задрать нос, это искалечит всю дальнейшую судьбу, но у меня, к счастью, такого не произошло».


В том же 1957 году Майя окончила Школу-студию МХАТ, а в 1958 году она была принята в Театр Станиславского, где уже работал Леонид Сатановский. Кстати, для Сатановского устройство жены в труппу театра стало приятным сюрпризом. А попала она туда благодаря другу, актеру Евгению Урбанскому. Он как-то позвонил и предложил Майе попробоваться на роль в спектакле «Раскрытое окно».
Прослушивали Майю Менглет знаменитые Михаил Яншин и Евгений Леонов. Актриса им понравилась, и Майя была принята. Работы в театре оказалось много. Майю очень быстро стали вводить в различные спектакли, первое время, поручая роли «голубых» героинь. А чуть позже актрисе стали доверять характерные роли. Майя Менглет признается: «Это было счастливое время встреч, работы с такими замечательными людьми, как М. Яншин, Б. Львов-Анохин, Л. Варпаховский, А. Попов, А. Васильев, Б. Морозов, И. Райхельгауз, Р. Быкова, Е. Леонов, П. Глебов, Л. Савченко, А. Балтер...»


А то же кино? Как ни удивительно, роль Тони в фильме «Дело было в Пенькове» так и осталась самой значительной работой актрисы на экране. Несколько лет Майя продолжала активно сниматься, причем нередко в главных ролях – в музыкальном фильме Исидора Анненского «Матрос с «Кометы», киноповести Виктора Жилина «Исправленному верить», картине Александра Абрамова «Домой» и других. Но эти работы не шли ни в какое сравнение с фильмом «Дело было в Пенькове».
Со временем Майя Менглет все больше уделяла внимания театру и все меньше появлялась на киноэкране. «Ну, я люблю театр больше чем кинематограф, признается актриса. - Я, как сказать, верна ему в первую очередь, и если вставал вопрос: театр или кино, - всегда перевешивал театр, потому что мне это было всегда интересней, потом были в театре Станиславского, где я работала, были интересные роли, спектакли, интересные режиссеры».


Неожиданные изменения в семейной жизни Менглетов произошли в 1961 году. Георгий Павлович, отец Майи, принял решение уйти из семьи к известной актрисе Нине Архиповой. Валентина Королева, мама Майи, мужественно перенесла этот разрыв. После развода Георгий Павлович еще долго приходил к ним домой, и бывшая жена принимала его, подшивала ему брюки, оказывала другие мелкие бытовые услуги.
А вот Майя долго не могла простить отца: «Я, когда папа приходил, закрывалась в ванной или в туалете и не могла - рыдала, рыдала. И когда папа уходил, я говорила маме: «Зачем ты его пускаешь, спусти его по лестнице, это же тебе больно, это невозможно пережить». В те трудные годы Майе оправиться от потрясения помогла семья, - через некоторое время у нее родился второй сын. К тому же от проблем отвлекала работа в театре…
С отцом Майя помирилась лишь спустя долгих 25 лет. Помирилась и даже нашла в себе силы наладить дружеские отношения с Ниной Архиповой…


Очередной неожиданный поворот в судьбе семьи Менглет произошел в 1978 году. Старший сын Майи, к тому времени заканчивающий ГИТИС и имевший неплохие перспективы работы в Театре имени Маяковского, принял решение уехать за рубеж. Причиной тому стала любовь к девушке-немке, учившейся в Московском университете. Два года молодые прожили в Германии, а затем перебрались в Австралию.
Для семьи это был большой удар. В те времена общение с иностранцами, мягко говоря, не приветствовались спецслужбами. К тому же для родителей отъезд сына за границу был равнозначен его потере.
К счастью, вскоре в стране начались перемены, и у Майи Георгиевны с мужем появилась возможность выезжать к сыну. Тем временем, младший сын решил не идти по стопам родителей. Он увлекся химией, стал доктором наук и в 90-е годы эмигрировал вслед за своим братом в Австралию.


Московскому драматическому театру им. К. С. Станиславского Майя Менглет отдала 43 года. Она мечтала играть здесь всю свою жизнь. Но после кончины главного режиссера В. Ланского в театре все изменилось. Вспоминает Майя Георгиевна: «Все управление перешло в руки директора, человека совершенно не творческого, но с большой "коммерческой хваткой". Были сданы в аренду многие помещения театра. В храме искусств не стало места творчеству, потому многие артисты покинули подмостки. После одной из оскорбительных выходок "бизнесмена от театра" мы с мужем подали заявление об уходе, которое было моментально подписано».
Потеря родного театра стала для четы Менглет-Сатановских настоящей трагедией. Как признавалась Майя Георгиевна, они просто не знали куда себя деть, как жить дальше. Решение пришло неожиданно, - сыновья пригласили родителей к себе в Австралию.


Майя Менглет и Леонид Сатановский работали в Монреальском Русском драматическом театре им. Л.В. Варпаховского, организованным Анной Варпаховской и Григорием Зискиным. С театром они гастролировали по многим городам США и Канады. Помимо этого Майя Менглет работала в спектаклях русской антрепризы Михаила Козакова.
Несмотря на эмиграцию, Майя Менглет и Леонид Сатановский оставались гражданами России. Они искренне любят свою Родину и периодически приезжают в Москву. Живет в Мельбурне, Австралия.



театральные работы
Таня («Палуба» Л. Г. Зорина)
Елена Кармина («Женитьба Белугина» А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева)
Леди Мильфорд («Коварство и любовь» Ф. Шиллера)
Абигайль («Сайлемские ведьмы» А. Миллера)
Люси («Трехгрошовая опера» Б. Брехта, К. Вайля)
Йемена («Антигона» Ж. Ануя)
Альжбета Кристекова («Мелодия для павлина» О. Заградника)
Леди Солтбери («Цветок смеющийся» Н. Коуарда, «Русская антреприза М. Козакова».



призы и награды


Орден Дружбы (22.11.1999).


Муж актрисы, Леонид Сатановский умер 30 мая 2015 г. в Мельбурне
____________


Мать Майи Менглет - актриса Валентина Королева

Годы жизни 1911 - 1986.


Театры


Душанбинский русский театр 1937 - 1943
БДТ 1936 - 1937
Биография


Королева Валентина Григорьевна


Родилась в 1911 году в д. Ярки Красноярского края в семье ссыльнопоселенца Григория Васильевича Королева и Берты Ансовны Рога.


Драматическая актриса.
Первая жена Георгия Менглета (1912-2001), мать Майи Менглет (1935 г.р.).


В 1930-1933 гг. училась на драматическом отделении ЦЕТЕТИСа (позже ГИТИС), мастерская А.П. Петровского. В поездке по раскулаченным селам попадает в одну агитбригаду с Георгием Менглетом. Из поездки они вернулись женихом и невестой, вскоре поженились. В дальнейшем артистическая судьба Королевой тесно связана с карьерой мужа. Посвятив себя семье, в театрах, где служила чета Менглет, Валентина в основном играла роли второго или эпизодического плана.
1936-1937 гг. - актриса БДТ.
В 1937 году, после ареста А. Дикого, его ученики во главе с Г. Менглетом уезжают в Таджикистан организовывать новый театр.
С осени 1937 года - актриса Русского драматического театра им. В. Маяковского в г. Сталинабаде (Душанбе).
В 1943-1945 годах - актриса Первого фронтового театра Таджикской ССР (худрук - Г. Менглет).
В 1945 г. семья переезжает в Москву, т.к. Георгия Менглета пригласил в свой театр Рубен Симонов. В итоге муж становится актером Театра Сатиры.


В 1961 году Георгий Павлович принял решение уйти из семьи к известной актрисе Нине Архиповой. Валентина Королева мужественно перенесла этот разрыв. Майя Менглет: "... я чувствовала себя виноватой, ибо после рождения моего сына мама все заботы о нем взяла на себя, и, как мне казалось, это отвлекло ее от папы. Она стала ему уделять меньше внимания". После развода Менглет еще долго приходил к ним домой, и бывшая жена принимала его, подшивала ему брюки, оказывала другие мелкие бытовые услуги.
Судьба непредсказуема - в конце жизни Валентине Королевой помогал бороться с недугом сын Нины Архиповой - Михаил, врач.



Театральные работы


Русский драматический театр им. В. Маяковского (г. Сталинабад)
1938 - "Разлом" - Татьяна
"Дети Ванюшина" (С. Найденов, пост. В. Ланге) - Инна



______________


Отец Майи Менглет - Георгий Менглет. (4 (17) сентября 1912, Воронеж — 1 мая 2001, Москва) — советский и российский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1974). Родился в Воронеже. Его отец, Павел Владимирович Менглет (1884—1967), был служащим; мать, Екатерина Михайловна (1887—1978) — домохозяйкой. По некоторым данным, Павел Менглет был выходцем из дворянской семьи Подольской губернии; начало российской ветки дворянского рода Менглетов положил французский капитан Людовик (Людвиг, Луи) Менглет (Mainglet).


В Воронеже, где прошли его детство и ранняя юность, Георгий Менглет учился в средней школе № 11 имени А. С. Пушкина, где был собственный драматический театр имени А. С. Грибоедова. Именно он стал первым театром для Менглета.


В 1930—1933 годах Менглет учился в ЦЕТЕТИСе (ныне — ГИТИС), в классе Андрея Павловича Петровского. В 1932 году параллельно с учёбой он начал работать в Государственном историко-революционном театре, где за два года сыграл в спектаклях «По указу его величества» К. Л. Мур, «Чернышевский и Александр II» Н. Н. Лернера, а также роль Каюса в выпускном спектакле «Виндзорские проказницы» У. Шекспира (1933).


Решающее влияние на формирование таланта Менглета оказал Алексей Денисович Дикий, в студию которого он был принят в 1934 году. Показал себя актёром острой и точной формы, меткой и часто злой хара;ктерности; обладал ярким импровизационным даром. Уже первая его роль в студии Дикого — любовника в интермедии Сервантеса «Ревнивый старик» (премьера спектакля 19 декабря 1934 года считается «днём рождения» студии), и особенно приказчика Сергея в «Леди Макбет Мценского уезда» по Лескову)1935), выявили характерные черты его артистической индивидуальности.


В начале 1936 года студия Алексея Дикого была закрыта; летом того же года он был назначен художественным руководителем Ленинградского Большого драматического театра. Большинство бывших студийцев режиссёр взял с собой, в их числе оказался и Менглет. После ареста А. Д. Дикого в августе 1937 года Менглет решил создать новый театр — из студийцев-диковцев. Театр, по его замыслу, негласно должен был стать «театром Дикого», а гласно — русским драматическим театром в какой-нибудь отдалённой от Москвы республике, где постоянно действующего русского театра ещё не было. В Комитете по делам искусств им предложили Таджикскую ССР. В 1937 году Менглет покинул БДТ и с группой единомышленников отправился в столицу Таджикистана Сталинабад (с 1961 — Душанбе), где они основали Русский драматический театр, в 1940 году получивший имя В. Маяковского.


На сцене этого театра Менглет сыграл более 20 ролей. В 1939 году ему было присвоено звание Заслуженного артиста Таджикской ССР.


В 1943 году Менглет создал и стал художественным руководителем Первого фронтового театра Таджикской ССР, который, исколесив множество фронтовых дорог с концертной программой «Салом, друзья!», закончил свой путь в 1944 году в Румынии.


Несколько месяцев Менглет выступал на сцене Театра им. Е. Вахтангова, но уже в ноябре 1945 года перешёл в Театр сатиры, где служил до конца жизни. Член КПСС с 1974 года.


Георгий Павлович Менглет умер 1 мая 2001 года на 89-м году жизни в день 80-летия своей второй жены - актрисы Нины Архиповой. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 26.10.2012. Майя Менглет, звезда фильма Дело было в Пенькове