Майя Менглет, звезда фильма Дело было в ПеньковеДочь легендарного актера обвинила его в предательстве Недавно исполнилось 100 лет со дня рождения знаменитого актера Георгия Менглета. Наш репортер встретилась с его вдовой – актрисой Ниной Архиповой. Выяснилось, что юбилей торжественно не отмечали. Великого артиста помянули в узком, почти семейном кругу. Нина Николаевна и коллеги Менглета по Театру сатиры были удивлены, что в день юбилея им не позвонила дочь Георгия Павловича – Майя Менглет, звезда фильма «Дело было в Пенькове». Она уже 10 лет как эмигрировала в Австралию. По словам вдовы, от нее не было вестей вот уже несколько лет. Однако нам удалось разыскать Майю Георгиевну в Мельбурне. – Майя Георгиевна, почему вы не приехали в Россию на 100-летие Менглета? – После смерти папы у меня никого не осталось из близких в России. И я теперь живу в Австралии. Почему не приехала на юбилей? Так меня никто и не приглашал. Из Театра сатиры не было никаких звонков, хотя Александр Ширвиндт знает мой телефон. А с вдовой папы, Ниной Архиповой, я сейчас не имею никаких контактов. – Многие поклонники гадают, почему вы уехали из России. – Поверьте, самой большой неожиданностью наш отъезд был для меня и для моего мужа, народного артиста Леонида Сатановского. В 2002 году нам с ним пришлось уйти из Театра имени Станиславского, которому мы отдали 43 года! Нас просто предали, причем лучшие друзья и коллеги! Случилось это за три недели до нашей с Лёней премьеры – спектакля «Мещанин во дворянстве», в котором мы оба были заняты. Обидели моего мужа, а я, как верная жена, первая подала заявление. А случилось вот что: муж заболел, два дня у него было повышенное давление, в эти дни он не мог репетировать. И за эти два дня ему успели найти замену! Когда я пришла на очередную репетицию, увидела, что в костюме мужа репетирует другой актер! Побежала к директору, стучала, стучала. В конце концов он мне открыл. И оказалось, что он пьян! Я его спросила: «Почему вы сняли с роли Сатановского? Как могли, ведь это непорядочный поступок, предательство!» Он ответил: «Не нравится – уходи!» Я бросилась в кабинет секретаря, взяла какой-то обрывок бумаги и написала заявление. Директор вслед мне кричал: «Скатертью дорога!» Я помчалась домой и сказала Лёне о своем поступке. Потом нам звонили из Министерства культуры, просили вернуться. Но в театре стало все разваливаться. Много лет мы надеялись, что Театр имени Станиславского возродится из пепла. Но этого, как видно, до сих пор не произошло. – Почему именно Австралия? – Тут уже давно жил сын Алексей, он сделал в Австралии актерскую карьеру. Другой сын, Дмитрий, закончил МГУ и работал также за границей. Поэтому нам было к кому ехать. Но все равно первый год нам дался очень тяжело! Лёня, как мужчина, скрывал переживания. А я каждый день плакала, ведь это был такой удар в спину. Мы совершенно не собирались уезжать из страны! Но обратно нас никто не звал, звонили только друзья. Официальных предложений работать не было. А потом на наше счастье нас пригласили в Первый русский драматический театр в Канаде, и там мы переиграли весь классический репертуар. Туда приглашали и актеров из Москвы. Еще я работала с Михаилом Козаковым в Израиле. Это для нас была творческая отдушина, но ездить очень далеко. Пришлось расстаться с этим театром. – После выхода фильма «Дело было в Пенькове» в 1955 году к вам пришла бешеная популярность, вашу Тоню обожали все. Может, кино могло бы вас поддержать? – Меня не так уж много приглашали сниматься, в итоге работ мало. Как-то режиссер Петр Тодоровский сказал мне: «У тебя морда не для советских кинофильмов!» А я действительно любила больше театр. И еще для меня всегда на первом месте была семья! – Майя Георгиевна, говорят, что уход Менглета из семьи был для вас большой трагедией… – Папа ушел из дома в 1961 году. Мы жили все вместе – мама, я, муж, и моему сыну уже было пять лет. Он обожал папу и называл его «дед Жорюга». Я прекрасно помню тот вечер, когда папа собирал вещи. Он стоял у окна и плакал. Говорил: «У меня нет возможности поступить иначе!» Для меня это был удар ниже пояса. Мне казалось, что папа просто меняет плохие условия на хорошие. Мы ведь всегда жили бедно – на пять человек однокомнатная квартира. Я с мужем жила в кухне, а кухню сделали из ванной. Денег совсем не было. Когда мне из папиных штанов сшили юбку – это было большое счастье! Вообще, мама прекрасно умела шить и делала такие платья, что мне в 10-м классе предложили быть манекенщицей и поехать в Англию. Правда, когда я с восторгом рассказала об этом родителям, папа впервые в жизни залепил мне пощечину. Так его возмутила моя готовность уехать. От его выволочки я пришла в себя и о карьере модели забыла. – Значит, вы действительно не разговаривали с отцом много лет? – Писали, будто я 25 лет не разговаривала с отцом. Это неправда. Сильно обижалась только первое время. Когда отец приходил к нам, я закрывалась в ванной и плакала. Потом выходила к матери и говорила: «Спусти его с лестницы!» Мне было обидно за маму, ведь папу сделала именно она! Она очень помогла ему в жизни. У нас дома был культ папы. Во время войны если в доме было яблоко, его отдавали папе, а не мне. В холода я гуляла на улице и не могла вернуться домой, потому что папа отдыхал перед спектаклем, а мы жили в тесноте: шесть человек в девятиметровой комнат е. Папа был кумиром! Им гордились, его обожали! Продали в Воронеже дом, купили ему шубу на хорьковом меху. Это не показное, а от души! Мама выступала в роли строгого судьи, читала нотации. А папа был моей «подружкой», самым близким человеком. Но в бытовых делах он всегда выглядел беспомощным. Когда уходил из дома, поднимал ногу, а мама ему завязывала шнурки. – Вы обвиняли отца в предательстве? – Он ведь действительно предал маму. Ведь поначалу она тоже работала в Театре сатиры. Потом она заболела гриппом, получила осложнение, долго лечилась. В результате попала под сокращение, и папа даже слово за нее не замолвил, хотя имел такую возможность. Мама осталась без пенсии и без работы, без всего! Он приходил к нам, потому что его тянуло к близким. Потом, стоя у маминого гроба, папа сказал: «Это человек, которого я любил всю жизнь!» Мама больше не вышла замуж. Она воспитала моих детей. Только за счет этого я могла играть в театре и сниматься в кино. – Нина Архипова говорила, что у вас с ней наладились отношения. Но, похоже, вы не очень с ней близки. – Пока была жива мама, я в доме Архиповой никогда не появлялась. Пришла туда на какой-то папин юбилей уже после смерти мамы. К тому времени мы подружились с сыном Архиповой, Михаилом. Он был врачом и очень помог моей матери. Он замечательный человек, за его заботу я ему очень благодарна! Однако мне было очень обидно, что папа во всех интервью говорил о детях Архиповой, а о моих сыновьях, обо мне, – своих родных дочери и внуках – ни слова! Он даже не упоминал о нас. Хотя мой старший сын Алексей состоялся как актер, младший, Дима – доктор наук, да и я занимала свою определенную нишу… Может, это все было специально так сделано, чтобы отстранить папу от нас. Но это доставляло мне боль! Однако, несмотря ни на что, я папу очень любила, люблю и буду любить. Возможно, будучи ребенком, я бы легче перенесла уход отца. Но мне тогда исполнилось 26 лет, и я понимала, как тяжело моей маме. Не знаю, простила ли она его, в ней текла литовская кровь, и она не показывала нам свои чувства. Мама всегда говорила о папе: «Ему хорошо, и слава Богу!» От печальных мыслей ее отвлекали мои дети. Если бы не они, ей бы было еще тяжелее. – После ухода из семьи Георгий Павлович помогал вам материально? – Нет. Никогда! Никогда… Один раз в жизни был неприятный случай, когда я попросила денег. Но он не дал. Вообще, папу в той семье очень сильно изменили. Например, он стал заниматься бытом. Теперь его можно было встретить на улице несущим авоську с продуктами. Он имел связи в мясной лавочке, куда приходил за хорошим товаром. Это меня очень удивляло! Ведь живя с мамой, он даже не знал, где поблизости находится продуктовый магазин. – Позже вы простили Нину Архипову за то, что она увела вашего отца из семьи? – Между мной и Ниной не было никакой откровенной беседы, примирения. Я в ее дом приходила очень редко. А когда папа умер, она попросила, чтобы я написала заявление, что не претендую ни на какое наследство. Я подписала, сказав: «Мне ничего не надо!» Попросила только портрет моего прадеда, генерала царской армии Михаила Охотина, но она сказала, что он в музее. Нина Николаевна предложила мне на память несколько папиных галстуков и старые оправы от очков. Галстук я взяла, он висит у меня дома в рамке вместо портрета. Ну и фотографии отца и афиши висят, конечно. Я никакой злобы на Нину Николаевну не держу. Но и говорить мне с ней особо не о чем. Папа действительно имел чувства к этой женщине. Потом, там было удобнее жить, большая квартира. Дети Архиповой находились больше на даче, с мамой писателя Горбатова, ее предыдущего мужа. У них собирались компании. А у нас – совершенно другая жизнь, омраченная постоянным безденежьем. – Сколько у вас сейчас внуков? – У меня две внучки, одна правнучка и, надеюсь, будет скоро еще одна внучка. Алексей и Дмитрий живут отдельно от нас. Дмитрий занимается наукой. Алексей работает в Мельбурне, он директор русского радио. Мы с Лёней живем в отдельной квартире. Мне недавно сделали серьезную операцию на коленке, вставили в колено искусственный сустав. Я была в круизе (путешествовали по Европе) и упала, выходя из автобуса. После этого понадобилась операция. Сейчас я уже могу ходить, но недолго, к тому же приходится все время принимать обезболивающее… Здесь, за границей, меня потрясает человеческая доброжелательность. Например, я ужасно говорю по-английски, но где бы я ни была, мне помогают и говорят: «О’кей, нет проблем!» В деньгах мы не нуждаемся. Финансовыми вопросами занимается мой муж, находит способы зарабатывать. Мы с Лёней вместе 53 года! – А в Россию вас не тянет? – Возможно, я поеду туда в ноябре. Смущает только мое колено: придется сидеть в гостинице и приглашать друзей. Конечно, я скучаю по России. Справка Майя Менглет родилась 8 августа 1935 года в семье известного актера Георгия Менглета.
Фильмография 1.1943 — Лермонтов — эпизод
Maya Menglet
Заслуженная артистка РСФСР (16.07.1984). В годы войны Майе довелось жить в эвакуации в Сталинабаде (ныне Душанбе). После победы Георгия Менглета пригласили работать в Театр сатиры, и вся семья возвратилась в столицу. И все же гены взяли свое. По окончании школы вместе с друзьями Игорем Квашой и Светланой Мизери Майя отправилась на просмотр в Щукинское училище. Именно там она повстречала своего будущего мужа актера Леонида Сатановского. На пробы к фильму Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове» Майю Менглет пригласили, когда она училась на последнем курсе. На роль скромной девушки Тони, приехавшей работать в деревню агрономом, претендовало много известных актрис. В их числе была даже жена режиссера Нина Меньшикова. Ну, какие могли быть шансы у никому не известной студентки?! Однако выбор Ростоцкого пал именно не нее! Первая главная роль Майи Менглет в кино оказалась поистине триумфальной. Зрители с восторгом приняли фильм, искренне сочувствуя его героям. Еще недавно никому не известная актриса в один миг стала всенародно популярной. Портреты Майи Менглет можно было увидеть на многочисленных афишах, на открытках, продававшихся в киосках «Союзпечати». Дошло до того, что в одной из российских телепрограмм у отца Майи Менглет, известного народного артиста СССР Георгия Менглета как-то спросили: «Скажите, а вы имеете отношение к той знаменитой Майе Менглет?» В том же 1957 году Майя окончила Школу-студию МХАТ, а в 1958 году она была принята в Театр Станиславского, где уже работал Леонид Сатановский. Кстати, для Сатановского устройство жены в труппу театра стало приятным сюрпризом. А попала она туда благодаря другу, актеру Евгению Урбанскому. Он как-то позвонил и предложил Майе попробоваться на роль в спектакле «Раскрытое окно». А то же кино? Как ни удивительно, роль Тони в фильме «Дело было в Пенькове» так и осталась самой значительной работой актрисы на экране. Несколько лет Майя продолжала активно сниматься, причем нередко в главных ролях – в музыкальном фильме Исидора Анненского «Матрос с «Кометы», киноповести Виктора Жилина «Исправленному верить», картине Александра Абрамова «Домой» и других. Но эти работы не шли ни в какое сравнение с фильмом «Дело было в Пенькове». Неожиданные изменения в семейной жизни Менглетов произошли в 1961 году. Георгий Павлович, отец Майи, принял решение уйти из семьи к известной актрисе Нине Архиповой. Валентина Королева, мама Майи, мужественно перенесла этот разрыв. После развода Георгий Павлович еще долго приходил к ним домой, и бывшая жена принимала его, подшивала ему брюки, оказывала другие мелкие бытовые услуги. Очередной неожиданный поворот в судьбе семьи Менглет произошел в 1978 году. Старший сын Майи, к тому времени заканчивающий ГИТИС и имевший неплохие перспективы работы в Театре имени Маяковского, принял решение уехать за рубеж. Причиной тому стала любовь к девушке-немке, учившейся в Московском университете. Два года молодые прожили в Германии, а затем перебрались в Австралию. Московскому драматическому театру им. К. С. Станиславского Майя Менглет отдала 43 года. Она мечтала играть здесь всю свою жизнь. Но после кончины главного режиссера В. Ланского в театре все изменилось. Вспоминает Майя Георгиевна: «Все управление перешло в руки директора, человека совершенно не творческого, но с большой "коммерческой хваткой". Были сданы в аренду многие помещения театра. В храме искусств не стало места творчеству, потому многие артисты покинули подмостки. После одной из оскорбительных выходок "бизнесмена от театра" мы с мужем подали заявление об уходе, которое было моментально подписано». Майя Менглет и Леонид Сатановский работали в Монреальском Русском драматическом театре им. Л.В. Варпаховского, организованным Анной Варпаховской и Григорием Зискиным. С театром они гастролировали по многим городам США и Канады. Помимо этого Майя Менглет работала в спектаклях русской антрепризы Михаила Козакова.
Орден Дружбы (22.11.1999). Муж актрисы, Леонид Сатановский умер 30 мая 2015 г. в Мельбурне Мать Майи Менглет - актриса Валентина Королева Театры Душанбинский русский театр 1937 - 1943 Королева Валентина Григорьевна Родилась в 1911 году в д. Ярки Красноярского края в семье ссыльнопоселенца Григория Васильевича Королева и Берты Ансовны Рога. Драматическая актриса. В 1930-1933 гг. училась на драматическом отделении ЦЕТЕТИСа (позже ГИТИС), мастерская А.П. Петровского. В поездке по раскулаченным селам попадает в одну агитбригаду с Георгием Менглетом. Из поездки они вернулись женихом и невестой, вскоре поженились. В дальнейшем артистическая судьба Королевой тесно связана с карьерой мужа. Посвятив себя семье, в театрах, где служила чета Менглет, Валентина в основном играла роли второго или эпизодического плана. В 1961 году Георгий Павлович принял решение уйти из семьи к известной актрисе Нине Архиповой. Валентина Королева мужественно перенесла этот разрыв. Майя Менглет: "... я чувствовала себя виноватой, ибо после рождения моего сына мама все заботы о нем взяла на себя, и, как мне казалось, это отвлекло ее от папы. Она стала ему уделять меньше внимания". После развода Менглет еще долго приходил к ним домой, и бывшая жена принимала его, подшивала ему брюки, оказывала другие мелкие бытовые услуги.
Русский драматический театр им. В. Маяковского (г. Сталинабад)
Отец Майи Менглет - Георгий Менглет. (4 (17) сентября 1912, Воронеж — 1 мая 2001, Москва) — советский и российский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1974). Родился в Воронеже. Его отец, Павел Владимирович Менглет (1884—1967), был служащим; мать, Екатерина Михайловна (1887—1978) — домохозяйкой. По некоторым данным, Павел Менглет был выходцем из дворянской семьи Подольской губернии; начало российской ветки дворянского рода Менглетов положил французский капитан Людовик (Людвиг, Луи) Менглет (Mainglet). В Воронеже, где прошли его детство и ранняя юность, Георгий Менглет учился в средней школе № 11 имени А. С. Пушкина, где был собственный драматический театр имени А. С. Грибоедова. Именно он стал первым театром для Менглета. В 1930—1933 годах Менглет учился в ЦЕТЕТИСе (ныне — ГИТИС), в классе Андрея Павловича Петровского. В 1932 году параллельно с учёбой он начал работать в Государственном историко-революционном театре, где за два года сыграл в спектаклях «По указу его величества» К. Л. Мур, «Чернышевский и Александр II» Н. Н. Лернера, а также роль Каюса в выпускном спектакле «Виндзорские проказницы» У. Шекспира (1933). Решающее влияние на формирование таланта Менглета оказал Алексей Денисович Дикий, в студию которого он был принят в 1934 году. Показал себя актёром острой и точной формы, меткой и часто злой хара;ктерности; обладал ярким импровизационным даром. Уже первая его роль в студии Дикого — любовника в интермедии Сервантеса «Ревнивый старик» (премьера спектакля 19 декабря 1934 года считается «днём рождения» студии), и особенно приказчика Сергея в «Леди Макбет Мценского уезда» по Лескову)1935), выявили характерные черты его артистической индивидуальности. В начале 1936 года студия Алексея Дикого была закрыта; летом того же года он был назначен художественным руководителем Ленинградского Большого драматического театра. Большинство бывших студийцев режиссёр взял с собой, в их числе оказался и Менглет. После ареста А. Д. Дикого в августе 1937 года Менглет решил создать новый театр — из студийцев-диковцев. Театр, по его замыслу, негласно должен был стать «театром Дикого», а гласно — русским драматическим театром в какой-нибудь отдалённой от Москвы республике, где постоянно действующего русского театра ещё не было. В Комитете по делам искусств им предложили Таджикскую ССР. В 1937 году Менглет покинул БДТ и с группой единомышленников отправился в столицу Таджикистана Сталинабад (с 1961 — Душанбе), где они основали Русский драматический театр, в 1940 году получивший имя В. Маяковского. На сцене этого театра Менглет сыграл более 20 ролей. В 1939 году ему было присвоено звание Заслуженного артиста Таджикской ССР. В 1943 году Менглет создал и стал художественным руководителем Первого фронтового театра Таджикской ССР, который, исколесив множество фронтовых дорог с концертной программой «Салом, друзья!», закончил свой путь в 1944 году в Румынии. Несколько месяцев Менглет выступал на сцене Театра им. Е. Вахтангова, но уже в ноябре 1945 года перешёл в Театр сатиры, где служил до конца жизни. Член КПСС с 1974 года. Георгий Павлович Менглет умер 1 мая 2001 года на 89-м году жизни в день 80-летия своей второй жены - актрисы Нины Архиповой. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. © Copyright: Наталья Алексеевна Исаева, 2012.
Другие статьи в литературном дневнике:
|