Поиск опоры и эстетика распада

Дмитрий Куваев: литературный дневник

Сейчас, в эпоху постмодерна, культура невероятно перенасыщена: огромное количество людей жаждет культурных впечатлений, и невероятное количество объектов (книг, фильмов, всего) предлагается для потребления. Этот избыток вызывает растерянность, дезориентацию. Чтобы как-то в этом разобраться и чувствовать себя полноценным участником культурного процесса, люди испытывают давление: появляются бесконечные списки того, что обязательно нужно прочитать или посмотреть. Это порождает ресентимент – чувство неполноценности, обиды из-за ощущения, что ты чего-то не знаешь или не успеваешь.
Из-за этой растерянности и перегруза возникает сильная тяга к чему-то осязаемому, твердому, настоящему (это и есть "гаптическое созерцание" – стремление к тактильной, ощутимой опоре). Поэтому сейчас так популярны разные формы "реализма". Но важно, что этот "реализм" часто оказывается симуляцией, обманкой. Даже жанры вроде фэнтези, которые по сути своей далеки от реальности, используют язык, приемы и детализацию реализма. Они стремятся убедить нас: "Смотри, даже это волшебство – оно реально, оно осязаемо, в нем есть своя логика и достоверность". Это попытка создать ощущение надежности и понятности в мире информационного хаоса.


А вот культура модерна действовала совершенно иначе. Она открыто шла к безобразному, хаосу, распаду, как будто скользила по самому краю лезвия над бездной небытия. Она сознательно эстетизировала – делала предметом искусства и красоты – само предчувствие краха, агонию умирающих форм. Этот интерес к распаду возникал потому, что старые культурные формы (идеи, стили, способы выражения) уже не справлялись. Они не могли удержать и адекватно выразить два потока: 1) новые идеи и влияния, хлынувшие извне ("смещение притока внимания извне"), и 2) изменившееся внутреннее содержание самой культуры ("содержания внутри"). Мир стремительно менялся, и искусство модерна сделало предметом своего восхищения сам этот кризис и процесс разрушения старых основ.



Другие статьи в литературном дневнике: