Поиск опоры и эстетика распадаСейчас, в эпоху постмодерна, культура невероятно перенасыщена: огромное количество людей жаждет культурных впечатлений, и невероятное количество объектов (книг, фильмов, всего) предлагается для потребления. Этот избыток вызывает растерянность, дезориентацию. Чтобы как-то в этом разобраться и чувствовать себя полноценным участником культурного процесса, люди испытывают давление: появляются бесконечные списки того, что обязательно нужно прочитать или посмотреть. Это порождает ресентимент – чувство неполноценности, обиды из-за ощущения, что ты чего-то не знаешь или не успеваешь. А вот культура модерна действовала совершенно иначе. Она открыто шла к безобразному, хаосу, распаду, как будто скользила по самому краю лезвия над бездной небытия. Она сознательно эстетизировала – делала предметом искусства и красоты – само предчувствие краха, агонию умирающих форм. Этот интерес к распаду возникал потому, что старые культурные формы (идеи, стили, способы выражения) уже не справлялись. Они не могли удержать и адекватно выразить два потока: 1) новые идеи и влияния, хлынувшие извне ("смещение притока внимания извне"), и 2) изменившееся внутреннее содержание самой культуры ("содержания внутри"). Мир стремительно менялся, и искусство модерна сделало предметом своего восхищения сам этот кризис и процесс разрушения старых основ. © Copyright: Дмитрий Куваев, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|