зачем нужна поэзияРецензия на «Луг, поросший стихами» (Марк Шехтман) Луг, поросший стихами. Это прекрасно! Прекрасен Ваш чудесный стих! Но здесь, пожалуй, потребуется более серьёзный, развёрнутый отзыв. Кому потребуется? Очевидно, прежде всего, мне самому. Потому, а кто я есть по сути своей, с точки зрения современной сетевой поэзии? И как я позиционирую себя в своих собственных глазах? Ответ предсказуем и банален, и я его много раз озвучивал. Я графоман, играющий в поэзию на досуге. Обыватель. Но сейчас не обо мне.) Мышление обывателя скучно, примитивно, шаблонно. Оно подчиненно словесной нелепице рекламных слоганов, пафосу пропагандистских лозунгов, демагогическому косноязычию политиков и чиновников, трафаретам очерков из школьной хрестоматии о великой великости русской поэзии. Из всего этого обескураживающего реальность винегрета возникает мысль обывательского вопроса – Зачем вообще нам нужна поэзия? Звучит как тема школьного сочинения. И если для обывателя ответ вполне очевиден. Без поэзии вполне себе можно обойтись. То для генератора стихотворных форм и поэтических экзерсисов, поэта - не всё так однозначно. Ведь для поэта фраза - зачем нам нужна поэзия - не банальность, а некая идея, содержащая в себе созидательный смысл, пусть и примитивный. Идея, как выражение некоторой претензии быть (или не быть?), становиться. Можно смело утверждать (несколько переиначив Делеза и Гваттари), что поэтический продукт, идея, стихотворение не только нуждается в рефлексирующей характеристики к пережитому опыту, но и сам (сама, само), в силу своей творческой консистенции, создает событие, парящее над всяким опытом, как и всяким состоянием вещей. Чтобы вопрос - зачем нам нужна поэзия - пережил становление, возник в голове обывателя, он, обыватель, должен сам стать иным. Прежде всего, стать читателем. А затем уже и, чем чёрт не шутит, поэтом. Другого выхода, кроме нарушения границ привычной идентификации, не существует. Одержимый страстью графомании, при внезапном её обострении он может заявить - всякий человек поэт. И возможно в этом окажется не таким уж далёким от истины. В ответ на вопрос о профессиональной принадлежности, не редко можно услышать - я тоже поэт. Не каждому строителю, или кулинару, вращаясь не в кругу профессионального сообщества, повезло выслушать подобное. Поэзия для обывателя есть предмет льстящего самолюбию соблазна, самообмана. Как субстанция, направленная на поиск смыслов, поэзия, в качестве индикатора, отображает сущность обывателя, его простую незамысловатую натуру. Вопрос - зачем нам нужна поэзия - предрешается его риторическим противопоставлением, отсекающим обывателя от приземлённого экстракта обитаемого мира: я тоже поэт! В связи с этим обывателю и не нужна поэзия: она у него уже есть, он ей обладает на уровне утробного всеядного потребления, которое в ответе за появление вопроса и его усердное продвижение, прежде всего в интернете. Что делает поэзию столь уязвимой перед обывателем? Самолюбование и желание быть ясными, понятными делает иных поэтов предсказуемыми, а выстраданные истины стандартными. Чем настойчивее поэт разрешает себе брать любые стихи Луг, поросший стихами! Любые бери и обращается к читателю с призывом называть вещи своими привычными именами, тем меньше имен (стихов) в расчете на дряхлую память обывателя он может предложить. Чей-то голос шептал: в них запретного нет, Смыслы оказываются исчерпанными их понятностью, концепции становятся привычными, стихи скучными. Пусть любой и напевен, и чист, и высок, Единственный путь - порождение новых трендов, смыслов, концепций (да здравствует метамодерн!) тогда, быть может, появятся стихи, исключающие возникновение противоречивого вопроса - зачем нам нужна поэзия? Ключевая идея, концепт и даже если хотите уместный пафос, квинтэссенция конкретно этого стихотворения, на мой взгляд, выражены вот в этих строках - Но моими не станут. А мои мне растить между тьмы и огней Иными словами, если совсем коротко – чудесен Ваш прекрасный стих! © Copyright: Дмитрий Куваев, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|