***

Дмитрий Куваев: литературный дневник

Хочу дополнить самого себя, если можно. Это стихотворение написано абсолютно в стилистике поэтов серебряного века. Возможно Вы Алексей, новая реинкарнация Мережковского или Анненского, а может и самого Блока, чем чёрт ни шутит).
Почему я – графоман, обыватель, а не поэт - это понятно.
Ну а кто же тогда - поэт? Далее конспект. Очень близко к тексту. С моими вставками.
Конечно, прежде всего это поэты серебряного века. Ну а кого же можно отнести к поэтам серебряного века? И что такое вообще серебряный век? Какими временными рамками он ограничен? Я очевидно, сейчас в очередной раз, ударюсь в банальности. Хотя о его границах ещё идут споры в окололитературных кругах. 1894 год — это выход сборников русских символистов, где одним из основных авторов более-менее нам известных был Брюсов. Вторая дата, определяющая конец серебряного века величина достаточно спорная, но удобоваримая, наверное, это 1929 год. Конец НЭПа, окончание формирования сталинской бюрократии, в том числе и окололитературной.
Почему серебряный век называется серебряным? Очевидно по аналогии с золотым. Пушкин (солнце), Лермонтов грубо говоря туда же, приближённо и т.д. (это начиная с расцвета русской литературы с 1812 года Батюшков, Жуковский и заканчивая Баратынским и Языковым и иже с ними). Обратная сторона медали - серебро. Ночь. Луна. И все ночные вещи, животные, сны, призраки. И если солнце русской поэзии - Пушкин, то луна очевидно - Блок. Серебро символ чистоты. Серебряный крест - символ святости. На очень сложном пересечении, перекрестии, кресте смыслов возникает русский символизм. И он серебряный не потому, что он уже не золотой, а потому, что в нём есть крест святости и порока. А что же общего между святостью и настоящим пороком? Настоящим злом? Две стороны одной медали. Две стороны человеческой природы. Два предельных пограничных состояния. Так же, как и святость, где всегда героическая саморасстрата, так же и порок требует самоуничтожения. Потому как профессиональный настоящий порок требует всей жизни, требует всего человека, всей его души если хочешь.


"На эти заготовки (поэтические) у меня уходит всё моё время. Я трачу на них от 10 до 18 часов в сутки и почти всегда что-нибудь бормочу. Сосредоточением на этом объясняется пресловутая поэтическая рассеянность" - Маяковский.


Мания, (Графо-мания) она одинаково присуща и святым и грешникам и преступникам. А по сему русский серебряный век - это саморасстрата (в принципе тоже чем, и мы с вами все здесь сейчас занимаемся), самоуничтожение в процессе творчества, новый подход к литературе, когда литература, писательство становится формой жизни, новым форматом творческого процесса. Ходасевич это определил, как - жизнетворчество. Серебряный век стирает границы между жизнью и творчеством. В этом смысле к серебряному веку, на мой взгляд шибко близок Бродский, кто бы мог подумать?))) Вот уж чья жизнь и судьба закручены с творчеством в единое целое, как трагическая спираль где переплетены нежный вьюнок и колючая проволока. Вот символисты, как одни из представителей поэзии серебряного века как раз и приводят нас к отходу от скучной реальности. Действие символистской драмы, символистского романа, поэмы разворачиваются не здесь и сейчас, оно разворачивается в мире образов и символов. При этом символисты постоянные объекты издевательства, пародий. Потому, что жизнь художника времён серебряного века проходит на глазах публики, становится явлением концертным, становится своего рода перфомансом. Лекции, которые все читают, адюльтеры, которые происходят у всех на глазах (и не в виртуале а в реальности), бурные выяснения отношений - жизнетворчество (глобальный медиа срач), границы между жизнью и искусством сняты, размыты. Поэт должен жить так, чтобы соответствовать своему художественному кредо (соответствовать резюме на своей авторской странице). Умирать на глазах у публики. Разрывы. Ссоры. Творческие суициды. Любовные многоугольники. Смерть близкого человека. Это нормальная жизнь художника, поэта серебряного века. Как пример стихотворение Саши Чёрного «Недержание»


У поэта умерла жена…
Он её любил сильнее гонорара!
Скорбь его была безумна и страшна —
Но поэт не умер от удара.


После похорон пришел домой — до дна
Весь охвачен новым впечатленьем —
И спеша родил стихотворенье:
«у поэта умерла жена».


<1909>



И ещё


Жизнь дается всего один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы - Николай Островский (не символист скорее постмодернист?)



Другие статьи в литературном дневнике: