Священник о. Алексей Уминский
Сегодня быть православным, совсем не значит, быть христианином, потому что само слово «православный», оно стало существительным вместо прилагательного, к сожалению величайшему.
Потому что, на самом деле, это прилагательное к слову христианин. И, если православный не христианин, то он не православный. А у нас сегодня есть православные активисты, православные сталинисты…
В.Дымарский
; Православные экстремисты.
А.Уминский
; Православные коммунисты. А президент Белоруссии называет себя православным атеистом, понимаете! Вот чего только нет – нет православных христиан, к сожалению, практически. А так – вообще все православные.
К.Ларина; Откуда тогда причина такой девальвации, что называется, когда из веры делается в лучшем случае, интеллигентно можно сказать, что делается из веры идеология, а в худшем – это просто… даже не знаю, как называть.
А.Уминский
; К сожалению, это исторический путь любой веры. И всегда такое слово по отношению к вере употреблял протопресвитер Александр Шмеман. Он говорил, что существует такая «редукция веры» — оглушение веры. Когда, действительно, твое христианство становится тебе привычным, обычным, традиционным, я бы сказал, благополучным, когда твоя вера не то что требует от тебя какого-то решения, героизма в исповедании ее, а она вполне благополучна, благоприятна, наоборот, какие-то бонусы получаешь от этого – то тогда вера тяготеет к идеологичности. Это такой процесс, с которым, если внутренне не бороться, если внутренне не быть тревожно настроенным на это, то эта болезнь настигает, к сожалению. В веках, в истории эту случается постоянно.
В.Дымарский
; Отец Алексей, а вот скажите мне, пожалуйста, за 25 лет – правильно я считаю? – за 25лет существования новой России с начала 90-х годов, безусловно, — даже безоценочно, хорошо это или плохо – увеличилось количество людей верующих или считающих себя верующими или считающих себя верующими – это, безусловно. Религия занимает, безусловно, более место в обществе и так далее. А само общество не стало ни добрее…
К.Ларина
; Ни милосерднее.
В.Дымарский
; …Ни милосерднее, ни… так далее. Почему? Чья – я не хочу говорить – вина, но почему так произошло, почему так происходит?
К.Ларина
; Одно не гарантирует другого.
А.Уминский
; Абсолютно не гарантирует. Потому что человек, приходя в церковь, он не встречает Христа, часто не встречает Христа. Он встречает прекрасный обряд, он встречает замечательную старинную традицию, он встречает церковную культуру. Он себя комфортно чувствует в той церковной среде, в которую он попадает, потому что он чувствует уверенность и некую гарантию того, что вот он былтакой маленький, незащищенный, ему было страшно – а теперь над ним покров Божьей Матери, а теперь святые смотрят на него с ликом, он ставит им свечи, заказывает им молебны. И он надеется, что теперь у него все будет хорошо, что теперь он может спокойно поисповедываться в любой момент и ответственности за свои поступки и грехи с этого момент может не нести.
Но, если он при этом не встречается с Христом, то происходит такая имитация веры, которую мы наблюдаем в огромном количестве — что люди становятся религиозными, но они не становятся верующими. У них нет живой связи и понимания, кто такой для них Христос. И тогда в этой вере наступают такие моменты, когда необходимо эту веру каким-то образом, действительно, являть. Но тогда она должна быть связана, конечно, с любовью к Родине. Хотя это совсем не обязательно для христианина. Евангелие ничего нам об этом не говорит. Это правильно и хорошо – любить свою Родину. Это совершенно замечательно – за нее отдать жизнь, если на не нападают враги, но это совсем не значит, что это одна из религиозных максим. Она не является религиозной максимой. Патриотом может быть и верующий человек и неверующий человек, христианин и язычник, кто угодно.
Тогда это какие-то внешние понятия о нравственности, которые надо поддерживать и надо за них бороться. Тогда это очень-очень много всего внешнего, которое нарастает как такой идеологический ком, и тогда присутствие врага – того, кто рушит духовность,того, то не дает нам строить рай на земле, оно всегда будет необходимо, к сожалению. Потому что, когда мы встречаем все-таки евангельский текст, когда мы встречаемся со Христом, мы понимаем, что врагов-то быть даже не должно, потому что за врагов надо молиться и врагов надо любить, а это нестерпимо слышать человеку, который хочет быть успокоенным и уверенным, потому что присутствие врага в твоей жизни, которого ты должен победить своей любовь, невозможно для такого человека.
Поэтому да, приходит очень много людей. Религия становится все более и более заметной, но мир и люди не меняются, не становятся лучше, потому что они хотят, чтобы мир вокруг них стал лучше какими-то другими способами, но не они стали лучше. То есть они не перестают после этого…
В.Дымарский
; Они хотят улучшать вокруг себя, но не себя.
А.Уминский
; Но не себя. Вот я поэтому и говорю, что у церкви, у нашей веры, у христианства нет цели борьбы со злом.
К.Ларина
; Тогда по вашей логике, получается, что закон об оскорблении чувств верующих, он вреден для православного человека, для христианина.
А.Уминский
; В том виде, как он существуем, мы видим, как он, действительно, оказывается, использован совершенно не по назначению и не тогда, когда это может быть. Потому что все те случаи, которые были последнее время приведены в качестве объектов, оскорбляющих веру, на самом деле таковыми, по сути, не являются.
К.Ларина
; А в чем тогда был смысл его принятия, если вы в принципе говорите, что у веры, у церкви вообще не может быть врагов.
А.Уминский
; Они могут быть, но просто отношение к ним может быть иное. Конечно, оскорблять любые чувства верующих и неверующих, любых людей – нельзя. То есть по любому закону нельзя никого оскорблять, и нельзя на оскорбление кого-то, каких-то чувств или цвета кожи, национальности, культурной принадлежности, сексуальной принадлежности – чего хотите – уничтожать, оскорблять человека. Никого нельзя, верующего или неверующего. И закон в этом смысле должен работать, обязательно, чтобы не было этого оскорбления. Но вот разобраться в том, что является оскорблением чувств верующих, к сожалению, из этого закона не представляется окончательно возможным. И поэтому, если эти сегодняшние такие случаи позволят что-то переосмыслить в этом законе, наверное, стоит об этом говорить и обсуждать.
В.Дымарский
; Вот, кстати говоря, здесь по поводу дела Мефистофеля…
К.Ларина
; Дело Мефистофеля!
А.Уминский
; Звучит пикантно.
В.Дымарский
; Нет-нет, здесь так и называется: дело о Мефистофеле. Цитирую благодаря нашему слушателю: «Заместитель председателя синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Роман Багдасаров сказал, — я пропускаю, — что РПЦ может ходатайствовать в суд о смягчении взыскания с виновных. Церковь попросит учесть – слушайте! – благую мотивацию совершивших преступление. Священники пролагают, что казак, решившийся на противозаконный поступок, хотел избавить Северную столицу от зла». Вот это, кстати, к вопросу по поводу… Как можно открыто занимать такую позицию? То есть это открыто церковь благословляет людей на подобные же поступки.
К.Ларина
; Мало этого, то, что я тебе говорила перед передачей, вопрос, который мы хотели задать и от него отказались, — что в данном случае как раз вероисповедание является оправданием преступления – принадлежность к определенной мере.
В.Дымарский
; Во всяком случае – смягчающим обстоятельством.
А.Уминский
; Я надеюсь, что в данном случае, может быть, не совсем корректно употреблена эта фраза «православная церковь считает» и, что «православная церковь будет ходатайствовать». Потому что, мне кажется, что священник, который это сказал, может только свое мнение по этому поводу выразить.
К.Ларина
; Как и вы.
А.Уминский
; Как и я сейчас, конечно. Потому что на самом деле такие вещи решаются не священником и не церковью, и вряд ли церковь будет, конечно, ходатайствовать по такому смешному поводу по смягчению чьей-то вины, хотя эта вина еще никому не предъявлена и ничего не доказано. Поэтому, я думаю, здесь такая, вполне возможно, спонтанная реакция этого человека. И вообще, мне кажется, что, когда журналисты или СМИ начинают фразу: «В православной церкви заявили…», «в православной церкви считают…».
К.Ларина
; Но человек же занимает должность определенную.
А.Уминский
; Ну и что, что он занимает должность?
В.Дымарский
; Во всяком случае, он наделен полномочиями говорить от имени РПЦ.
А.Уминский
; Вы знаете – нет.
В.Дымарский
; Он же не от своего имени личного…
А.Уминский
; Вот в данном случае надо говорить: «Священник такой-то считает…», «Протоирей такой-то считает…». Потому что, я, например, тоже член православной церкви, но я так не считаю. Поэтому от моего имени, пожалуйста, таких заявлений не делайте. Вот и все. Потому что церковь – это не два-три человека, к которым подходит журналист и говорит: «А как вы считаете?», «А что вы по этому поводу думаете?» — а потом пишет: «Церковь считает…». Ну вот, не так, знаете.
В.Дымарский
; А вот – просто чисто теоретически – слова патриарха являются официальной позицией церкви?
А.Уминский
; Слова патриарха – да, являются официально позицией церкви. Решения архиерейских соборов являются официальной позицией церкви.
В.Дымарский; А заявления различного рода людей, занимающих посты?
А.Уминский
; Они в большей степени выражают свое собственное мнение по этому поводу, какие бы высокие посты они не занимали. Потому что это мнение может разниться, скажем, у отца Всеволода Чаплина и у Владимира Ивановича Легойды по одним и тем же событиям. И мы видим, что оно разнится. Один говорит с одной интонацией с одним ключом, другой говорит совершенно по-другому. Нет, не всегда, конечно, но что касается манежной выставки, по крайней мере.
К.Ларина
; Мы возвращаемся к тому же вопросу даже ужепосле этой замечательной цитаты от Багдасарова. Тем не менее, на ваш взгляд, что мешает сегодня официальное заявление сделать патриарху, РПЦ ,чтобы заявить свое отношение к таким явлениям.
А.Уминский
; Не знаю. Тот же самый болезненный и очень серьезный вопрос. Я не понимаю, почему мы так странным образом на очевидное безобразие, на очевидное оскорбление, нанесенное обществу, культуре нашей…
К.Ларина
; Да, собственно, и самой церкви.
А.Уминский
; …И самой церкви, конечно – так вот реагируем. Не знаю, почему. Не знаю, почему, к сожалению, не знаю.
В.Дымарский
; Ну что, мы тогда не будем задавать новых вопросов, мы сейчас прервемся на выпуск новостей, после чего продолжим программу «2015». Напоминаю, наш гость сегодня отец Алексей Уминский, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах. До встречи через несколько минут!
Полностью прочитать и послушать радиопередачу - http://echo.msk.ru/programs/year2015/1610872-echo/
Другие статьи в литературном дневнике: