Баратынский и Знаки препинания

Елена Нижний Рейн: литературный дневник

ИБ:… Самые гениальные стихи, по-моему. Это, по-моему, одни из самых гениальных его стихов. Баратынский. Финляндия. Поразительно, что в этом господине было, да?


ЕР: Да. Но я недавно прочел, что он был абсолютно безграмотный.


ИБ: Кто?


ЕР: Баратынский.


ИБ: Это с какой же стати?


ЕР: Он не знал знаков препинания полностью.


ИБ: Это с какой же стати?


ЕР: Это Дельвиг совершенно гениально, кстати… Все стихи Баратынского переписывала жена Дельвига для печати.


ИБ: Погоди. Каким же образом?


ЕР: Да они были ближайшие приятели. Он присылал, а Дельвиг их сдавал в литературную газету.


ИБ: Нет…но Дельвиг рано довольно умер.


ЕР: В 29 году.


ИБ: Да. А Баратынский в 44-м.


ЕР: Одну секунду. Но тебе известно… они долгое довольно время жили в одной комнате на Загородном проспекте.


ИБ: Да, в самом начале, когда им обоим было лет по 19-20-21.


ЕР: Да. И до 29-го Дельвиг же издавал литературную газету, и я тебе просто покажу завтра книгу, она у меня с собой.


ИБ: Нет, я согласен.


ЕР:…о том, что жена Дельвига переписывала все стихи Баратынского и спрашивала до какого места переписывать.


ИБ: Это полный бред, потому что …


ЕР: Ну как, я завтра покажу тебе…


ИБ: Это полный бред, потому что Баратынский – человек с совершенно замечательным, уникальным синтаксисом, ни у кого такого синтаксиса нет и…


ЕР: Обожди…


ИБ:… да, и человек, который пользуется таким синтаксисом, он знает препинание.


ЕР: А Ахматова не ставила знаки препинания. Она говорила: «А теперь расставьте запятые».


ИБ: Это ты, Женька, говоришь, как бы сказать, по касательной, в свое собственное оправдание, как я понимаю.


ЕР:Короче В книге, которую я тебе завтра подарю, воспоминания какого-то Уварова, друга Дельвига, значит, который пишет что жена спрашивала до какой степени переписывать стихотворение Баратынского. Он говорил: переписывай до запятой и ставь точку. Потому что Баратынский в конце предложения ставил запятую.


ИБ: Ну да, конечно. Я видел, между прочим, рукопись...
Поразительный синтаксис. Знаки препинания (читает стихотворение Баратынского).


ЕР: Лосев считал, что Баратынский гораздо лучше Пушкина.


ИБ: То есть я думаю, что серьезнее, да. То есть, разумеется, на этом уровне иерархии нет, на этих высотах. Но дело в том, что всегда с нацией, с культурой всегда довольно комическая история – она всегда назначает одного великого поэта на эпоху, да. Происходит это по разным соображениям, но, прежде всего, потому, что если действительно всех читать, то тогда должно произойти то, чего ради поэзия и существует – то есть впасть от нее в зависимость – и в поведении и в мышлении и так далее и так далее и так далее. И поэтому существует форма самозащиты в виде системы образования, которая выбирает кого-то одного, наиболее, в общем, более или менее, я не знаю, я не хочу сказать удобоваримого…


ЕР: Так всегда было, ну там Гете...


ИБ: Ну там Гете-Шмете и так далее и так далее. И происходит…На самом деле ведь что происходит? Рождается эпоха, плеяда возникает, вот с Александром Сергеевичем пришли, то есть Вяземский….Возникает плеяда, да, что за этим стоит? То есть некий умысел природы, чтобы позаботиться о духовном состоянии нации, дать ей все варианты, больше вариантов, а они выбирают одного….


Из диалога фильма "ПРОГУЛКИ С БРОДСКИМ"
"Болтают" Иосиф Бродский и Евгений Рейн :)



Другие статьи в литературном дневнике: