Заметки по пути из Петербурга в Москву.Этот день – 30 ноября – был абсолютным подарком. Осень на прощанье подарила его Питеру, а Питер – нам, маленькому московскому поэтическому десанту Шапировских вечеров, приехавшему в гости к петербургским друзьям. Во-первых, была суббота (ну, это скорее подарок календаря). Во-вторых, было сухо. В-третьих, было солнце – и даже несколько раз! А в-четвёртых, закат был такой сказочной красоты и всеохватности, что самый прозаически настроенный прохожий на набережной адмирала Макарова, где я любовалась этой красотой, неизбежно превратился бы в поэта. Вот только прохожих не было – одни проезжие, а им на природные красоты отвлекаться нельзя в целях безопасности движения. На фоне такого живописного заката почти зримо проступала великая строка Вс. Вишневского: "Так хорошо, что скоро станет хуже…" И действительно, на следующий день вообще не рассвело – по крайней мере тогда, когда я на это рассчитывала; а когда всё-таки посветлело, то погода продемонстрировала весь зимний набор: снег, ветер, холод. Зима началась точно по расписанию – 1 декабря. Но вечер 30-ого был изумительным. Думаю, что он добавил настроения не только мне, но и всем присутствующим в зале Центра Современной Литературы и Книги – вот как называлось место, где нам предстояло выступать. Описывать сами выступления – задача неблагодарная, да и надо ли ? Лучше поблагодарить московских и петербургских организаторов этого действительно замечательного события. Публика была довольна авторами, авторы были довольны публикой, словом, встреча прошла в тёплой, дружественной обстановке, как писали когда-то в газетах, и продолжилась приятным фуршетом в милой литературной гостиной. Тут обнаружилась тонкая разница между представителями обеих столиц. Москвичам не хватало живости и гитары. Зато петербуржцы сразу задали вечеру интеллектуальный тон, предложив для обсуждения темы, которые важны для всех литераторов. Гостеприимный хозяин этого литературного дома Евгений Жуков в первом же тосте сказал о главном: пока поэт пишет в стол, стихотворений не существует. Стихи появляются, как только возникает читатель. И, следовательно, задача привлечь читателя не менее важна, чем написать то, что привлечённый читатель будет читать. Тема оставляет широкие возможности для обсуждения. Как заставить жителей нашей некогда самой читающей на свете страны читать ещё что-нибудь, кроме кровавых бестселлеров и безграмотных рекламных текстов? И, особенно, стихи – как то лучшее, что есть в языке? Как вернуть интерес к наслаждению художественным словом вообще? И – ещё шире – как вернуть уважение к русскому языку? Но я отвлеклась, а хотелось бы рассказать ещё об одном почти литературном впечатлении. Сидя в поезде, я всё подыскивала эпитеты и пыталась определить для себя разницу в восприятии двух таких разных городов – Москвы и Петербурга. Петербург, конечно, столица – в каждом дворце и проспекте чувствуется державность. Но Москва, безусловно, главный город страны – в каждом лихорадочно возводимом небоскрёбе чувствуется энергия. В результате, как домохозяйка, я остановилась на каких-то домашне-гастрономических сравнениях. Для меня Петербург – это изумительной красоты парадный сервиз. Хрустящая белая скатерть. Никаких локтей на столе. И – надо очень постараться с меню. Москва же – это разрозненные тарелки, а на них жареная картошка. Но вкусно, очень вкусно. И можно с детективчиком... Как же нам всем повезло, что у нас целых две столицы – и обе прекрасны! © Copyright: Елена Албул, 2013.
Другие статьи в литературном дневнике:
|