Мысль изреченное есть ложь...Тема молчания нередка в суфийских текстах. Так Евхадеддин Энвери (современник Низами) провозглашаетi: Поэт-эмир Махмуд бен Йемин Васаф (современник Хафиза) более пространен: Однако у Тютчева призыв к молчанию – это не призыв к безмолвию, напротив, это – крик души о сложности самовыражения, о трудности взаимопонимания, о невозможности словами передать душевное состояние, об одиночестве, убежище души. Тютчевское стихотворение акцентировано на противопоставлении мира души, т.е. мира внутреннего, миру внешнему: как сердцу высказать себя, коль изречённая мысль ложна, как чувства и мечты уберечь от наружного шума. В докладе о символизме Вяч. Иванов говорит, что «парадоксом-признанием «Мысль изреченная есть ложь» Тютчев обнажает болезненно пережитое современною душой противоречие потребности и невозможности высказать себя». Он пишет: «И применима ли, наконец, формальная логика слов-понятий к материалу понятий-символов? <…> Мысль изреченная есть ложь. Я не люблю злоупотреблять этим грустным признанием Тютчева, мне хочется думать, что в нем запечатлелась не вечная правда, а основная ложь нашей расчлененной и разбросанной культурной эпохи». © Copyright: Алеся Королькова, 2013.
Другие статьи в литературном дневнике: |