другое мировозрение..
Сайт: http://book.ariom.ru/
Книга "Хохот шамана" - http://book.ariom.ru/txt1564.html
Обсуждая вопросы взаимодействия с Духами, Шаман утверждал, что именно мой язык мешает мне понять, что такое “Духи”. Когда я рассказал ему гипотезу лингвистической относительности и детерминизма, Шаман заявил что мой язык вносит ограничения и в саму гипотезу. Он считает, что ее следовало бы сформулировать и назвать гипотезой относительности практик, так как человек вообще не может говорить о том, что не практикует.
- Почему язык может меня ограничивать?
- Слова твоего языка обозначают предметы и действия, но мир не состоит из предметов и действий.
- Из чего же он состоит?
- Из того, что ты о нем думаешь.
- Я спрашиваю о реальности.
- Ты можешь думать только о том, что ты делаешь, и это - твоя единственная реальность.
- А как думать о другой реальности?
- Ты видишь летящую чайку и говоришь: “Чайка летит”. Это твоя реальность. Древний чукча говорит слово, обозначающее: “Дух побережья проявляет себя в чайке, и я понимаю этот знак”. Он это делает, такое понимание - часть его практики, и это - его реальность.
- А есть единая реальность для всех?
- Только на уровне совпадения практик.
Хохот Ворона
06.11
Шаман требует, чтобы я не “набивал след” и подходил к его землянке каждый раз немного разными путями. Сам он неукоснительно соблюдает это правило, когда приходит в гости. Особенно его способность не оставлять следы поражает меня зимой. Когда я хожу вместе с Шаманом или вижу, как он приближается, всегда видна и его лыжня. Но если Шаман уходит или приходит незаметно, лыжни нет. Мои вопросы об этом сначала веселили Шамана, потом надоели ему, и он сказал, что в одиночку просто летает или “ходит более коротким путем”. Зная, что другого варианта ответа не будет, я прекратил спрашивать.
Зимой вероятность того, что кто – то из людей пройдет по следу, ничтожна мала. Охотники не отходят так далеко от поселков, туристов здесь и в помине не бывало, местные, при крайней нужде, придут и без следа. Но Шаман считает, что есть много существ, которых возмущает или смешит само существование следа. “Однажды они поучат тебя или подшутят над тобой”, - говорил он.
Выйдя в утренние сумерки из землянки Шамана за дровами, я пошел по своей вечерней лыжне. Возвращаясь через час уже по свету, с ужасом заметил на снегу вдоль лыжни следы существа с четырьмя огромными когтями. Существо было велико, шаг его составлял два - три метра, когти – не менее четырех – пяти сантиметров. Судя по следам, существо кралось за мной вечером, изредка отпрыгивая далеко от лыжни большим прыжком и возвращаясь опять через пятьдесят – сто метров. В одном месте существо повалилось в снег, оставив многометровый неглубокий отпечаток. По отпечатку я понял, что поверхность существа бугриста, и у него не менее восьми коротких когтистых лап. Самым необъяснимым было то, что при таких габаритах существо совершенно не проваливалось в снег, и если бы не страшные следы когтей, еле заметный след не бросался бы в глаза. Ранее я читал о существе, оставляющем такие следы. Оно называлось Джек – Прыгун, появлялось в Англии в начале 20 века, и появление его было связано с большим количеством человеческих жертв. Все же я не бросил дрова, хотя остаток пути до землянки прошел гораздо быстрее, чем обычно. Оставив санки на улице, я влетел в землянку, не выпуская из рук топора, и сразу же приступил к расспросам:
- Здесь водится Джек - Прыгун?
- Это кто?
- Я читал о таинственном существе в Англии, которое оставляет длинные когтистые следы на снегу. Их рисунок похож на следы возле моей вчерашней лыжни.
- Ты испугался? (Шаман захохотал.)
- Согласись, что когти ужасные, и след без провала. Это выглядит уж очень необычно.
- Я бывал в Англии, когда служил на Северном флоте. Никто мне не рассказывал про Джека - Прыгуна. А эти следы оставил Ворон. (Хохочет).
- Как это?
- Ворон летит вдоль лыжни и одним крылом касается снега. Жесткие перья оставляют такой след.
- Он сделал это специально?
- Я думаю, он пугал тебя. (Смеется.) Сплошной след лыжни очень смешон для Ворона.
- Откуда ты знаешь?
- Я сам - Ворон.
- То есть ты - как Ворон?
- Нет. Просто я - Ворон.
- То есть ты подобен Ворону?
- Повторяю для особо одаренных: я - Ворон.
- Ты бываешь иногда Вороном, иногда - человеком?
- Хватит задавать дурацкие вопросы. Все равно этот ответ ты не поймешь.
- Хорошо. Как-нибудь еще Ворон может напугать меня?
- Эти узоры на снежных склонах, которые ты фотографируешь, чтобы сравнить с ацтекскими, тоже сделал Ворон.
- Откуда ты узнал?
- Много лет назад я зарисовывал их с той же целью.
- Как Вороны рисуют эти узоры?
- Играют и веселятся. Катаются на брюхе с крутых склонов, взлетая и садясь в любом месте. Так они имитируют след ползающих. Потом взлетают и любуются. Но, конечно, лыжня для них гораздо смешнее. Им самим так никогда не сделать.
- Но зачем?
- Вороны живут довольно долго и должны развлекаться, чтобы не уставать от жизни.
- Что они еще делают?
- На том месте, где, как ты думал, валялся Джек - Прыгун (смеется), Ворон просто купался в снегу.
- А еще?
- Ворон, который пугал тебя, старше меня. При случае я тебе расскажу еще что-нибудь, но я не могу знать про него все.
07.11
Многие часы Шаман проводит, сидя на специально сколоченной скамейке – кресле и глядя на замерзшее море. Эта скамейка является одним из немногих мест, на которых Шаман спит вне хижины. Происходит это необычно: Шаман вдруг ложится на скамейке и сразу засыпает. Минут через пятнадцать - двадцать он просыпается совершенно не сонным и опять сидит. Раз я наблюдал это трижды в течение пяти часов.
Когда Шаман сидит на скамейке, я могу подсаживаться к нему, заводить разговор, но именно в эти часы паузы между моими вопросами и ответами Шамана бывают особенно большими. Шаман говорит, что смотрит “волны льда”, хотя я всегда вижу только абсолютно ровную бескрайнюю белую плоскость. Шаман считает, что вся жизнь деревьев, льдов, людей, облаков является волнами, и иногда мы обсуждаем это.
- Жизнь - волна?
- Ты видишь, как вздымаются и опадают волны на море?
Да.
Горы - это такие же волны, только очень медленные. Ты можешь понять это?
Наверное, могу.
- Тот, кто видит, что горы являются волнами, видит, что и народы как волны. Сейчас волна одних народов на подъеме, других - на спаде.
- От чего зависят подъемы?
От силы отдельных людей.
Как узнать сильных людей?
- Сильный человек спокойно преодолевает новые и новые препятствия, независимо от того, предвидел он их или нет. Другими словами: обстоятельства не разбивают его волну.
07.11
Старость. Долголетие. Время
03.01
В некоторых рассказах Шамана временная последовательность событий нарушена. Например, муравьи начинают жить и действовать в его землянке еще до того, как он ее построил. Мои замечания не смущают Шамана, он игнорирует их, или они его смешат. Он считает, что его рассказы вполне правильны, а моя концепция времени примитивна.
- Как это понимать: “обратная временная реакция”?
- Твоя наука еще до этого не дошла.
- Может ты объяснишь мне?
- Время окружает человека, как твои руки паука.
- Не понимаю.
- Люди думают, что сегодня они реагируют на вчерашнее.
- Правильно.
- Наполовину. Половина их реакций - на завтрашние события.
- Но человек не знает, что будет завтра.
- Умом не знает, а реакциями знает.
- То есть завтрашний день предопределен?
- Нет. Просто время окружает тебя сзади и спереди, справа и слева.
- Не понимаю. Я что, могу болеть сегодня от того, что съем завтра?
- Это – вряд ли. Редко. Тело не так чувствительно, как эмоции. Но ты можешь печалиться сегодня из – за завтрашних событий.
- Человек может чувствовать будущее?
- Чувства не подчинены социальному календарю.
- Не понимаю.
- Ты можешь годами не стареть: календарное время идет, а время чувств – нет. Ты можешь постареть на годы за дни: время чувств будет обгонять календарное время. И ты можешь помолодеть, если время чувств идет назад, хотя календарь идет вперед.
- Но где логика?
- Если ты поймешь, что время кружится, то это очевидно.
- Как время кружится?
- Как метель.
- Ты все это всерьез?
- Говорю же, ваша наука еще до этого не дошла.
- А откуда ты узнал?
- От тех существ, которые, по – твоему, не существуют.
- Человек может как - то повернуть свое время назад, помолодеть?
- Существует практика, но она тебе недоступна сегодня.
- Что за практика?
- Нужно глазами повернуть назад весь калейдоскоп восприятия.
- Но человек не может помнить все воспринятое.
- Нужно не поворачивать воспринятое как видеозапись, а повернуть игру света. Тогда некоторый период твое время будет идти назад, а опыт сохраняться.
- Не понимаю, о чем ты.
- Говорю же, тебе эта практика сегодня недоступна. Ты не имеешь соответствующей концепции.
- Ты можешь мне рассказать эту концепцию?
- Нет. У тебя не хватает освоенных практик.
- Почему без практик я не могу понимать новых концепций?
- Некоторые можешь. Но в этом случае слишком большой разрыв. Концепция практики - это ее часть. Ты не можешь начать строить дом с крыши.
04.01
Подкладывая ветки в костер, я обратил внимание на одно из действий готовившего “стол” Шамана. Он вынул из пакета вареное куриное яйцо, превратившееся на сорокаградусном морозе в ледышку, и, почти не глядя, одним ударом ножа расколол его на две равные части. Усевшись, я попытался расколоть пару яиц своим более тяжелым ножом, потом еще тройку ножом Шамана. Ни одно яйцо мне не удалось расколоть ровно и без крошки. Это навело на мысли о какой - то особой сноровке Шамана.
- Ты часто раскалывал так яйца?
- Не припомню. Да ты и не часто их приносишь.
- А как ты научился их так ровно раскалывать?
- Не учился. Придет же такое в голову.
- Но как ты их колешь?
- Смотри. (Шаман небрежно ударил моим ножом уже не поперек, а вдоль по последнему целому яйцу, которое раскололось на две равные половинки.)
- В чем секрет?
- У нас разные действия.
- В чем разница?
- Когда действую я, я действую целиком. А ты - частями.
- Какими частями?
- Например, одна часть тебя не уверена, что ты справишься с яйцом, другая думает, что и колотые яйца на морозе не пропадут, третья - вообще в Магадане с проблемами твоих собственных яиц.
- Но мои действия могут быть более комплексными, чем твои ситуативные.
- Твои действия могут быть только более размазанными. Например, вместо точного удара по яйцу ты истерично ударяешь по пальцам. Такая размазня делает человека немощным и старым.
- Что мне делать, чтобы научиться действовать как ты?
- Не имеет значения. Можешь, например, колоть яйца. Главное: когда колешь яйца - коли яйца, а не лови ворон.
- Но как?
- Начни это.
08.03
Иногда Шаман резко отказывается обсуждать, казалось бы безобидные темы, как это было, например, с моим вопросом о комнатных растениях. Зато другие темы, которых многие люди избегали бы, Шаман может спокойно и подробно обговаривать.
- Ты не думал жениться?
- Ты не сможешь понять. Мои дети и внуки выросли, а подруги умерли. Но в жизни есть этапы развития, которые мужчины и женщины не могут пройти в одиночку.
- В целом ряде учений говорится о преимуществах жизни без партнеров.
- Почему, по - твоему, на Земле создано примерно одинаковое количество мужчин и женщин?
- Не знаю. Почему?
- В старых легендах говорится, что мужчина и женщина - только половинки полноценного человека.
- Ты считаешь, что это правда?
- Правда, что мужчины и женщины во многих парах не являются отдельными людьми, а частями парной системы.
- Как это?
- Как младенец не является самостоятельным существом, а живет лишь в системе с мамой.
- Как складывается такая система “мужчина - женщина”?
- Годами из тысяч привычек. Например, если она забывает закрывать двери - он приучается проверять, он не может торговаться на рынке - она обучается этому...
- Обязательно нужно побыть в системе?
- Кто не был частью системы, не сможет быть цельным и один.
- Почему?
- Просто он не знает, как развивать себя до целого.
- Но ты сам живешь один?
- В городах я живу как горожанин, в землянках - как отшельник. Ты поймешь после шестидесяти, если будешь здоров и силен.
- А я буду здоров и силен?
- Это - вряд ли.
- Что мне делать, чтобы быть здоровым?
- Первое - не делай излишнего.
09.03
Всегда знал, что Шаману очень много лет, но не заговаривал об этом, считая почему - то, что он не будет обсуждать вопрос о долголетии. После вчерашнего разговора я вдруг понял, что Шаман не видит в этом никакой тайны, которую нужно скрывать, и единственным препятствием к знанию может стать лишь наша деятельностная относительность.
- Все - таки, что второе?
- Нужно, чтобы была энергия жизни.
- Где ее взять?
- Взаимная, сильная любовь.
- Элена Гарро?
- Что это?
- Мексиканская писательница. Она писала, что время и любовь - одно и то же. Еще потом об этом писал Лазарев.
- Писатели - (непередаваемый синонимами трехкоренной рифмованный курсив). Может, в этом и есть смысл. Но я говорю о мужестве жить.
- То есть люди, которые не любили взаимно, не смогут жить долго?
- Если они не пережили взаимной любви, у них не будет мужества нагонять волну своей жизни.
- Достаточно такого мужества?
- Его достаточно, чтобы учиться.
- Всем надо рекомендовать любовь?
- Любовь нельзя рекомендовать. Многие инстинктивно избегают любви, потому что она их покалечит или убьет.
- То есть мужество есть еще до любви?
- Ты же учился больше двадцати лет, прожил полжизни в Москве. Ты забрался холодной зимой в это место, чтобы спрашивать меня о любви? (Смеется.)
- А зачем еще стоило сюда забираться? (Смеемся оба.)
- Это - как в твоей науке о способностях. Задатки мужества и игры есть, но развиться они могут только в любви.
- Кто учит нагонять волну своей жизни?
- Человек учится сам.
- С чего начинать?
- Добейся чего-нибудь в жизни и откажись от этого.
- Начинать с асоциальности?
- Асоциальны те, кто не любил и не может ничего добиться. Беглецы от общества. Какое мужество у беглеца?
- Нужно сделать карьеру, добиться признания?
- Не обязательно. Но чтобы твердо знать, что ты - не беглец от общества, желательно.
- Но потом практически невозможно отказаться.
- Еще невозможнее, чем ты думаешь. Нужно отказаться еще и от себя, добившегося успеха.
- Как же жить, отказавшись от себя?
- Не от себя, а от надувшегося от успехов. Только тогда ты и будешь сам, истинный.
- Другого пути нет?
- Если ты не откажешься, то будешь очень социальным. И не позволишь себе нарушать социальное правило о сроках жизни.
09. 03
После обеда Шаман разгонял пургу, чтобы я мог выбраться к дороге и вернуться в город к началу занятий в университете. Он долго ходил с бубном вокруг землянки, ритмично завывая в тональности пурги. Иногда я не мог отличить звуки пурги от его голоса, иногда голос Шамана звучал ниже или выше, но тональность все время была близка к тональности звуков пурги. Шаман натоптал след вокруг землянки с одним радиальным лучом на восток. Когда, наконец, Шаман закончил установку завтрашней погоды, я продолжил свои расспросы.
- Этого достаточно для долголетия?
- Нет.
- Много еще условий?
- Нужно жить по сердцу.
- А еще?
- Нужно творить свою жизнь.
- Не понимаю.
- Начни с того, что в твоей жизни должно быть творчество.
- Стихи, картины, танцы, наука?
- Можно начать с чего-нибудь из этого.
09.03
Разговаривая о долголетии, я стал спрашивать об употреблении мумие, меда и других веществ. Шаман сказал, что мумие он иногда встречает, но здесь его крайне мало. Меда за короткое колымское лето пчелы собирают столь мало, что сбор его быстро бы изжил сам себя - пчелы умрут от голода.
Сам разговор про мумие и мед не очень интересен, но его развитие оказалось принципиально важным.
- Все же, наверное, не все есть в твоем рационе.
- Организм может вырабатывать почти все вещества. Нужно лишь заставить его.
- Как?
- Три вида активности: эмоциональная, физическая и волевая.
- Не заметил у тебя поводов для эмоциональной активности?
- Ты не чувствуешь так, как я. И я не живу здесь постоянно. Нужны новые впечатления, чтобы заставить организм правильно работать.
- Если будет достаточно видов активности, человек будет здоров?
- Он почти не будет стареть.
- Почему?
- После пятидесяти ты поймешь, что молодой человек всегда в форме, а старый как бы собирает себя для жизни каждое утро. Правильная совокупность видов активности позволяет дольше держать форму.
- После пятидесяти - нормальный средний срок?
- Средний у современного человека - после сорока. Но ты научился ходить зимой по тундре. Эта практика или отнимает у городского все, или добавляет десять лет формы.
- Откуда ты знаешь?
- Я старел и старел, и если бы я не стал осваивать особые практики, меня давно бы не было.
- Как ты узнавал, что стареешь?
- Я жил в городе и отмечал все, что наступает в последний раз.
- Как это?
- Например, последняя игра в футбол - годы больше не позволят играть. Последняя охота - возраст больше не позволяет охотиться. Последняя рюмка - здоровье не позволяет, последняя женщина - чтобы больше не пыжиться. Так современный человек дожидается последнего дня.
- Как ты переломил это?
- Мне повезло. Жизнь поставила в такие условия, в которых действительно нечего было терять. Я не выбирал это, и никто такого не выберет. А раз терять было нечего, я начал новые практики. Большинство людей умирают от этого, но единицы на десятки тысяч выживают. Думаю, что подобных мне немало.
- Обязательно нужно все потерять?
- Не спеши, все само придет с годами.
- С чего ты начал новые практики?
- Я начал творчески относиться к своей жизни.
- Почему же большинство людей умирает от этого?
- Все действительно новые практики начинаются с кризиса.
- Это обязательно?
- Например, ребенок отлично ползает: быстро, точно, безопасно. Но вот встает на ноги и делает первые шаги: медленно, неточно, да еще падет и расшибается.
- Понятно. То, что ты говорил про творчество, дает правильную эмоциональную активность.
- Да. Но я говорил не только про творчество. Творчество помогает понять идею самого себя.
02.05
За годы жизни на Колыме и Чукотке Шаман повидал очень многое. Думаю, что он был бы бесценной находкой для историков региона, если бы согласился сотрудничать. Сам Шаман исторические факты считает несущественными, но, почти как закоренелый гегельянец, очень большое значение придает практикам. Можно было бы назвать его и марксистом, если бы он не был еще более внесоциален. Шаман знает очень много уже ушедших в прошлое способов деятельности, и иногда, если мне удается задать вопросы, рассказывает о них.
- Черпнул лотком, а дальше?
- Он качает лоток круговыми движениями, и вода смывает легкие фракции.
- Но это - песок. А как они извлекают чистое золото?
- Катают ртуть.
- А из ртути?
- Испаряют ртуть.
- Как испаряют?
- Костер и сковородка.
- Это же ужасно вредно!
- Всем, кто связался с золотом, конец.
- Почему? Есть же благополучные и защищенные золотопромышленники.
- Ты помнишь, как называется золото в таблице Менделеева?
- Aurum?
- Да, латинское название звучит близко к названиям в древнеиндийских языках. Золото влияет на ауру человека. Остальное - следствия измененной ауры.
- Человек может иметь прибыль, например, акционер, но не иметь дела непосредственно с золотом.
- Достаточно того, что он притягивает мысленный образ.
- В этих местах есть золото?
- Нет. С Дальстроя тут было, наверное, пять или шесть партий геологов.
- Ты мыл золото?
- Нет. Золото нужно тому, кто хочет жить в городе. Не само по себе.
- Что значит “не само по себе”?
- В городах нужно не золото, а его символы - деньги. Умнее охотиться за символами.
- Где ты возьмешь деньги, когда пойдешь в город?
- Ты займешь мне на месяц жизни?
- Да.
- В городах ничего не меняется кроме узоров на деньгах. За месяц я найду доходное дело.
- Знаешь, ты давно не был в городах. Сегодня миллионы неглупых современных людей ищут доходное дело. Жесткая конкуренция, и у них ничего не получается.
Говорю тебе: в городах ничего не меняется. Твои миллионы только хотят, но ничего не делают, или с большей-меньшей активностью функционируют в уже сложившейся системе. Любой неглупый человек, который будет что - то делать, будет иметь доход.
___ и тп. уроки
Другие статьи в литературном дневнике: