Две статьи о той же проблеме

Дастин Зевинд: литературный дневник

Лилия Шевцова: "Украинская ловушка для Кремля"
время публикации: 09 апреля 2021 г., 15:35
последнее обновление: 09 апреля 2021 г., 15:35


"Который день мы обсуждаем, будет ли война между Россией и Украиной. Многие склоняются к тому, что ни одна сторона войны не хочет, но война возможна. Этот вывод отражает ситуацию "горючей смеси", которая может вспыхнуть в любой момент. Неважно, что стало толчком к очередному срыву перемирия между Украиной и непризнанными республиками и что побудило Россию к демонстрации силы на границе с Украиной. Можно перечислить десяток возможных поводов для эскалации", - пишет политолог Лилия Шевцова на своей странице в Facebook.


"Тут и стремление президента Зеленского укрепить свою поддержку в стране и возвратить внимание Запада. И попытка Кремля заставить Киев начать реализовывать самоубийственное для него Минское соглашение. Можно продолжать гадать, что спровоцировало обострение. Важнее осознать причину, которая не позволяет добиться урегулирования конфликта между Россией и Украиной.


Причина - в несовместимости структурных основ украинской и российской государственности. Украина может быть суверенным государством (этого хочет большинство украинцев), только дистанцируясь от России. Суверенитет означает движение Украины в Европу. "Гибридный" вариант государственности, при котором контролируемый Москвой Донбасс был бы интегрирован в Украину, превращает страну в failed state с российским ошейником.


В свою очередь Россия, сохраняя имперские настроения, не может смириться с украинским самоотсечением. Это лишает Россию роли стержня в евразийском пространстве. Уход Украины непереносим для российской элиты, которая вслед за президентом Путиным считает, что "русские и украинцы - один народ". Следовательно, отсечение части этого народа - удар по российскому государству.


Компромисс по Донбассу между Россией и Украиной может быть достигнут только за счет отказа одной стороны от основы своей государственности. Скорее даже - за счет переформатирования государства! К этому ни одна сторона не готова. В этой ситуации устойчивое перемирие между Украиной и непризнанными республиками призрачно. Причем, все участники мирного процесса - Германия, Франция, Россия и Украина- проявляют разное понимание Минских договоренностей, которые стали восприниматься, как прикрытие невозможности договориться.


Безопасность и территориальная целостность Украины могут быть гарантированы только ее интеграцией в европейские пространство. Но к этому Европа не готова. Содействие, которое получает Киев от Запада, недостаточно для обеспечения безопасности Украины. Но достаточно для поддержания враждебности России, которая воспринимает суверенитет Украины, как угрозу, а Украину- как поле сдерживания Запада.


Сокращение ресурсов российской системы заставляет Москву активнее прибегать к силовой игре для поддержания державности. Украина остается для Кремля ключевым объектом силового шантажа. Но шантаж демонстрацией силы требует соотнесения рисков и выгоды. Стратегический ущерб от превращения Украины в антагониста, превышает временную выгоду, которую Москва получает, тормозя развитие суверенной Украины.
Нынешнее обострение конфликта пока играет в пользу Киева, возрождая угасшие было симпатии Запада к Украине и заставляя США подтвердить готовность к помощи Киеву. Россия, напротив, начав играть мускулами и обещая "конец Украины", теряет.


Конечно, теряет и проигрывает. Укрепляется сомнение в способности Кремля улаживать конфликты цивилизованным способом и сохраняя достоинство. Агрессивность России вряд ли содействует доверию к ней со стороны соседних государств. Затрудняется возврат России к диалогу с западным миром.


Между тем этот диалог является средством поддержания российской глобальной роли. Формат "Осажденной крепости" губителен для мирового статуса России. России нужен диалог с Западом и для того, чтобы не остаться в одиночестве в тени поднимающегося Китая. Еще одна неприятность для России - угроза, что сепаратистские режимы Донбасса будут шантажировать Москву, стравливая ее с Киевом и паразитируя на военном конфликте. Хвост вертит собакой - не такая уж редкость в политике.


Конечно, безучастно наблюдать за Украиной, которая выбросила в урну "минский маршрут", Кремль не может. Это удар и по державной гордости, и по самолюбию президента Путина. Но каждый угрожающий рык России, не приводя к желаемому результату, будет повышать градус эскалации. И будет затруднять выход из нее без ущерба для репутации России и ее международного потенциала.


Впрочем, это тупиковая ситуация и для Запада, который не может найти способ урегулировать конфликт в европейском регионе.


Украина стала для России ловушкой: игнорировать ее нельзя, а заставить принять свою правду невозможно. Мы видим конфликт, который стал миной замедленного действия. Задача сегодня вернуться в Донбассе к перемирию и сосредоточиться на гуманитарных и экономических вопросах жизни населения по обе стороны противостояния. Речь идет о замораживании конфликта, а не о его политическом урегулировании.


А пока несовместимость России и Украины сохраняется, люди по обе стороны платят за нее кровью и жизнью".



Андрей Никулин: "Поговори со мной, я психический!"
время публикации: 09 апреля 2021 г., 09:14


"Вся игра мускулами, все демонстративные переброски войск, истеричные крики о грядущей и неизбежной войне служат одной цели - вынудить Байдена встретиться с Путиным и тем самым забрать назад свои обидные слова про российского правителя, вынужденно признать снова его равным себе", - пишет аналитик и публицист на своей странице в Facebook.


"В автократиях все вращается вокруг умонастроения и интересов конкретной фигуры, вождя, слишком много зачастую приписывается не конкретным факторам его психологии, а возвышенно объясняется тайными и высокими интересами государственной политики. Хотя в итоге, в мемуарах, раскрывается нагая и обидная правда.


Путина интересует внешняя политика, его амбиции, ощущение собственного величия и исторической значимости ограничены, похоже, только сводом небес, авторитет свой он может подтверждать и демонстрировать только в диалоге или противостоянии с другой державой, которую он соизволил признавать великой - Штатами. Демонстративный отказ американского лидера от категории "равности", поскольку с людьми, названными убийцами, разговора на равных быть не может, нанес серьезный удар по самолюбию, теперь же идет игра на "принуждение к диалогу" в единственной сфере, где Россия может как-то выступать на равных с Западом, то есть в военной, на единственном поле, где Россия может достаточно безнаказанно, с ее точки зрения, действовать, в Украине и в единственно возможной после десятилетия пропагандистских воплей тональности - поговори со мной, я психический!


Штаты пока так же демонстративно игнорируют отечественные потуги и вызовы, то ли действительно считая российскую проблему второплановой, сродни иранской, то ли разгадав отечественную игру. Соответственно у Кремля остается всего два варианта - или тихо и постепенно сдувать накал, или продолжать повышать ставки, чтобы добиться вожделенной новой Ялты, с переделом мира, с восседанием в тех же креслах, в той же панораме для фотографий товарища Си, господина Пу и мистера Ба. Это заветная мечта, это "истинное величие", как его, похоже, мнит себе кремлевский сиделец.


Скоро мы поймем, какую цену он готов заплатить за попытку реализовать свои грезы. Цену, кстати, будут уплачивать россиянами и украинцами..."



Другие статьи в литературном дневнике: