Нищета и блеск

Теодора Занозина: литературный дневник


Признаюсь честно: еще несколько лет назад вылазка в русские города и веси наводила на меня ужас. Да что там говорить - прошлогодний путь обратно из Эстонии мимо псковских деревень расстроил меня до слез: это не населенные пункты, а декорации для американских фильмов про Россию, только мужиков на телеге из "Транссибирского экспресса" не хватает. Когда видишь такое, хочется плакать.


Трасса Москва-Петушки-Лакинск-Владимир-Храм Покрова на Нерли-Нижний Новгород-Муром вызвала настоящий шок. У меня было ощущение, что я еду по какой-то новой стране, которая не похожа на Европу, Америку, Азию, но и на Россию не похожа тоже. Шикарная дорога, множество новых "малых бизнесов" (кафе, мотели, отели, заправки), практически полное отсутствие типичных русских алкоголиков, очаровательные деревеньки, ухоженные поля, приятные жители. Нижний Новгород порадовал невероятно - еще 2-3 года назад там все было иначе. Муром, конечно, отстает - в воздухе ощущается напряженность и недовольство местных своим существованием, но очевидны признаки скорых перемен. И вот сейчас совершенно несентиментальная я готова разреветься, потому что мне стало стыдно за то, что долгое время я совершенно не замечала происходящее вокруг. И что я так плохо знаю свою страну и наших людей.



Про храм на Нерли вообще отдельная история - я даже не могу навскидку сказать, случалось ли мне испытать что-то похожее. Пожалуй, Байкал, стена плача и маленькая деревянная церковь в Угличе вызвали похожие по созвучию эмоции, но пока впечатления слишком свежи, чтобы выразить их достойным литературным языком.


Привычный комок в горле пропал сразу где-то за границей Московской области и вернулся обратно ровно в том же месте: видимо, в столице экология до такой степени скатилась, что дышать скоро станет нечем буквально. Это пугает, потому что после вот этой вот поездки я совершенно точно знаю, что не хочу жить нигде, кроме России. И любовь к Парижу переквалифицировалась в мимолетное увлечение.


Очень хочется изучить каждую пядь земли и увидеть что-то похожее на "горьковскую сказку" в других местах. Понятно, что за обложкой скрывается масса нерешенных проблем, а псковские деревеньки наверняка врастают в землю на прежних скоростях, и, окажись я там, комок в горло вернулся бы намного раньше границы с Москвой. Но, черт возьми, сколько же еще мест у нас, где я не бывала. Сколько еще предстоит сделать открытий, приятных и обескураживающих. И как хороши своей неброской левитановской красотой русские поля. Кажется, Европа меня теряет;)



Другие статьи в литературном дневнике: