Весенние рифмы.

Жора Карп: литературный дневник

Мне повезло. У меня в руках был фотоаппарат и полный карт-бланш на свободу действий: я мог перемещаться по залу, фойе, ходить между зрителями, артистами, статистами и прочими басистами.
- Это Жора, мой товарищ, - представил меня мой друг одной из участниц вечера.
- Жора, это Н.
- А... та самая Н., мой друг много о Вас рассказывал, и Вы знаете, я познакомился с Вашим творчеством... – так я впервые увидел «вживую» настоящую поэтессу. Собственно, до этого мне не приходилось видеть поэтесс, ну разве если по телевизору, да и там их не много показывали.


...Мы приехали в этот небольшой, уютный зальчик часа за полтора до начала вечера. Ассистентам участников поэтического концерта необходимо было расставить аппаратуру, настроить проектор, повесить огромный экран, ну и нам с товарищем требовалось время, чтобы освоиться, найти оптимальные точки съёмки, продумать маршруты перемещений во время действа.
Рядом с залом располагалась небольшая гримёрка, главным атрибутом которой были гигантский красный стул и огромное чёрное пианино, на стенах какие-то непонятные надписи, иероглифы, пара тусклых светильников. На столе стопки новеньких книг, на единственном настоящем стуле навалена одежда...


В зале священнодействовали звуковики - выверяли уровни усиления, баланс тембра, доводя до белого каления автора-исполнителя. Стандартная процедура чек-аута, одним словом. Или это автор-исполнитель испытывал терпение звуковиков, то и дело, указывая им на огрехи звучания. Но его понять можно - пройдёт час, и он останется один на один с десятками зрителей, пришедших насладиться хорошим перфомансом. Чувствовалось, что исполнительнице не впервой мучить звуковиков, но, похоже, она знала, что делала...
Что меня удивило, так это музыка, ненавязчиво заполняющая пространство зала и живой вокал. Я-то пришёл на поэтический вечер, а тут какой-то французский шансон...
Постепенно ситуация прояснилась. А., супруг одной из поэтесс, пока мы с ним ходили-бродили по залу, приноравливаясь к условиям предстоящей съёмки, объяснил, что нам предстоит посмотреть двухчасовое представление с участием артистов театра "Комедиант" и четырёх поэтесс; что артисты и поэты сотрудничают вместе уже не первый год, и это у них не первое совместное выступление.


...Тем временем завершилась настройка аппаратуры, технари ушли на перекур, поэты удалились в гримёрку репетировать, а я пошёл ходить-бродить с фотоаппаратом в фойе.


Фойе оказалось примечательным местечком. Фойе Музея Маяковского, расположенного в пяти минутах от Кремля и в двух часах езды от меня. С улицы попадаешь в него, миновав кассу, лотки с разнообразной полиграфической продукцией, и спустившись по широкой освещённой лестнице. Едва войдя в это небольшое помещение, сразу попадаешь в атмосферу искусства. По левую руку выставлена композиция, символизирующая, по-видимому, место художника в современном мире. Огромное кресло, гитара и какой-то отлитый в металле манускрипт, на котором запечатлены слова какого-то произведения. Чуть в глубине, прямо перед тобой небольшая гардеробная, рядом с ней – вход на лестницу, ведущую в Музей поэта, оформленную в конструктивистской манере. По правую руку - стена из зеркал и рядом с ней вмонтированные в пол стулья. Идею этой инсталляции мне постичь не удалось, а спросить не у кого было. Чуть дальше - вход в зрительный зал. И рядом со входом, слева и справа от него, два интересных памятника. Первый - рельефный портрет Маяковского, выполненный в бронзе. Второй - небольшая композиция. Альковчик с надписью и, на крохотном постаментике, книга. Надпись гласит, что на этом месте давным-давно располагалась церковь, где был похоронен Василий Кириллович Тредиаковский. Книга на постаментике - его фундаментальный труд о русском стихосложении. Так и смотрят они друг на друга. Гений Василь Кириллыча со страниц букинистического раритета и гений Владимир Владимировича. Два гения, два революционера русской литературы...


Но я отвлёкся.
Всё же не затем я там оказался, чтобы рассматривать музейные экспонаты и глазеть на раритеты 18 века. Внимание моё привлекла колоритная пара - эффектная дама в сценическом костюме, сидящая на одном из стульев футуристической композиции и молодая девушка, стоящая перед ней с листком бумаги и увлечённо декламирующая текст. Девушка очень эмоционально жестикулировала, несколько раз подряд повторяла те или иные фразы, дама же время от времени её поправляла и объясняла, как следует читать тот или иной отрывок. Любопытству моему не было предела, и пришлось справиться у А., кто это такие. Оказалось, дама - одна из поэтесс, которая будет выступать на вечере, а девушка - актриса, которой предстоит читать её стихи.


...Постепенно стали прибывать зрители. Как я понял, концерт должен был пройти в уютной, домашней атмосфере. Поскольку главные действующие лица предстоящего действа радостно встречали в фойе почитателей своего таланта, своих старых друзей, знакомых. Объятия, рукопожатия, поцелуи, обмен любезностями… Но не только "свои" были среди пришедших. Какие-то студенты, решившие полюбопытствовать, пенсионеры, женщины бальзаковского возраста, пришедшие скоротать вечерок и приобщиться к прекрасному, были среди тех, кто ждал своей очереди сдать одежду в гардероб.


Незаметно суета в фойе сошла на нет, народ неспешно перекочевал в зал, и мне пора было отправляться туда же – занимать рабочее место. То, что я увидел в течение последующих двух часов, сложно как-то определённо назвать. Концерт… Поэтический вечер… Перфоманс… Спектакль, главные действующий лица которого – Стихи…
Открыл программу артист театра «Комедиант». Вышел и спел что-то из репертуара французских шансонье. Правильно поставленным голосом и на хорошем французском. Тональность вечера была задана. Нашему вниманию были представлены «Весенние рифмы». Четыре поэтессы познакомили зрителей со своими новыми стихами, актёры спели песни, написанные на слова этих авторов, некоторые песни прозвучали впервые. Четыре автора, четыре женщины, четыре разных, непохожих друг на друга выступления. Декламация под музыку, сопровождение чтения показом слайдов, которые иллюстрировали текст, или, наоборот, текст был написан по мотивам видеоизображения, небольшое театрализованное представление, и, наконец, в высшей степени эмоциональное и артистичное выступление…
Я не поэт, и тем более, не критик. И поэтому «оставлю за кадром» свои впечатления о стихах. Да, наверное, и не главное это было на том вечере – Стихи – не Стихи, Поэзия – не Поэзия… Атмосфера праздника, счастливые лица зрителей, море цветов, автографы - вот, пожалуй, главные впечатления…


Концерт закончился. Зрители стали расходиться. Техники начали сворачивать аппаратуру. Пора было и нам завершать нашу спонтанную фотосессию. Удалась ли она, нет – судить не нам.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 14.04.2009. Весенние рифмы.
  • 12.04.2009. ***