Для возомнивших и сомневающихся«Я поэт. Я знаю это. Пунктуация моя "Ахиллесова пята". (Александрович Ник. Из резюме паета) * * * ПАРОДИЯ Слесарь я. И знаю это. Решено: я – спец маститый. /6.VIII.2024 г./ * * *
6 стихотворных размеров: что общего у поэзии и математики «Высокой страсти не имея «Высокой страсти не имея» имеется в виду страсть к литературе, слово «звуки» употреблено в значении «поэзия». Язык литературы — слово. Слово — это музыка. Потому что состоит из звуков, интонации и ритма. Музыка окружает нас повсюду, всю нашу историю. Шум дождя и шелест листьев, капель, тающий снег, хлопок в ладоши, топот, гром, град, вихрь — всё это музыка. Литература, как и музыка, развёртывается во времени. Чтобы подсчитывать, измерять и описывать те отношения, в которых находятся элементы музыкального, литературного языка, их структуру и порядок, нужна математика. Без подсчёта соотношения частей к целому, количества повторов, элементов внутри целого и прочего, невозможно определить форму, жанр произведения и, конечно же, стихотворный размер — это определенная организация литературного произведения во времени. Он является таким же средством изобразительности и выразительности, как и метафора, эпитет, гипербола и так далее, однако не всегда осознаётся так же явно. Когда мы говорим о стихотворных размерах, первое, что приходит на ум, это схемы, количество стоп, страшные названия, вычисления: много математики, никакой поэзии. Но это не так. Литература эмоциональна не только потому, что изображает эмоции и чувства, но и потому, что формирует их; выражает через значение и звучание. Аллитерации и ассонансы — это средства выразительности, передающие особую интонацию, звучание произведения; размер стихотворения — это ритм и темп. Ритм — это значимая часть искусства, мироощущения. Ударные инструменты — самые древние, и чувство ритма очень важно в восприятии нами окружающей действительности, связей и отношений. Теперь попробуем воссоздать эти самые ритмы — стихотворные размеры. Математика — язык описания, формальный язык, следовательно, она понадобится только для создания схем, моделей, структур стихотворных размеров, описания их взаимосвязей, но ни в коем случае не для их воссоздания. Для воссоздания нам понадобятся музыка и слово. Попробуем отстучать ритмический рисунок следующих стихотворений. Ударение — это падение, удар, хлопок; его отсутствие — подъём, взлёт; их сочетание равно одному шагу, который в одной строке может повторяться несколько раз. Отличаются они количеством слогов в стопе. К двусложным относятся хорей и ямб. Для хорея характерно ударение на первом слоге, для ямба — на втором. К трехсложным относятся дактиль, амфибрахий, анапест. У дактиля ударения падают на первый слог, у амфибрахия — на второй, у анапеста — на третий. Чтобы определить размер стихотворения, сперва надо разобраться, что такое стопа. * * * Что такое стопа «Я вас любил: любовь ещё, быть может, Безударный — ударный, безударный — ударный. И так по пять раз в каждой строке. Одна строка — пять одинаковых шагов. Такой шаг в стиховедении называется «стопа». Стопа — это определённая комбинация ударных слогов и безударных слогов, структурная единица стиха. «Волчица ты! Тебя я презираю!..» — И. Ильф и Е. Петров «Золотой телёнок» * * * 1. Ямб »… Россия, нищая Россия, Тут падение и взлёт чередуются друг с другом через раз, начиная с подъёма; шаг такого стиха подобен шагу хромающего человека, который, легко подняв одну ногу, тяжело обрушивается на другую. Отсюда ощущение неустойчивости, сбитого ритма, и даже некоторой плаксивости, своего рода мольбы, жалости, неуверенности с одной стороны, и трепета, восторженности, взволнованности, неуравновешенности — с другой. Этот хромой шаг и есть определение ямба (безударный — ударный). Но важно понимать, что многие поэты случайно или намеренно «нарушают» стихотворный размер, например, Марина Цветаева: »…Деревья! К вам иду! Спастись Появлению слова «Ямб» мы обязаны (по одной из легенд) служанке богини Деметры — её звали Ямби, она любила петь веселые песни, построенные, как вы догадались ямбическом размером. В Древней Греции ямбом первое время слагали только сатиру. * * * 2. Хорей «Буря мглою небо кроет, «В небе тают облака, Здесь по очереди идёт падения и взлета, чередование ударных и безударных, как в ямбе, происходит через раз, однако шаг начинается сразу с удара: тяжёлый спуск и затем подъём. Такое движение — устойчивое, потому как начинается с «сильной» доли и состоит из равно чередующихся отрезков: будь в таком ритмическом рисунке ещё одна «слабая» (неударная) доля, и ощущение устойчивости утратилось бы, потому как была бы разрушена равная соотнесённость элементов 1:1 (ударный — безударный соответственно). Это — хорей. Он волевой и решительный, похож на революционера, бунтаря: «Мчатся тучи, вьются тучи, * * * 3. Дактиль Раз-два-три, раз-два-три, раз-два-три — кружение. Первый полный уверенный шаг и вслед за ним — два легких, воздушных, на полупальцах. Раз-два-три, раз-два-три, раз-два-три — это танец, вальс: «Тучки небесные, вечные странники! «Славная осень! Здоровый, ядрёный Постоянно повторяющийся день сурка, танец, которому нет ни начала, ни конца. Кружащийся, зацикленный, кольцевой — это дактиль (ударный — безударный — безударный): «Вырыта дактилем яма глубокая». Название слова «дактиль» произошло от греческого «d;ktylos», что в переводе означает «палец». В дактилической стопе три слога, а в пальце — три фаланги (логично!). Говорят, дактилем любил разговаривать бог Дионис, но мы вряд ли об этом узнаем. * * * 4. Амфибрахий Амфибрахий — это синкопа, смещенный акцент; вальс со сломанной ногой — жалостливый и порывистый, пытающийся выбраться из капкана, он ноет и всё же пытается взлететь; в отличие от ямба, который заканчивает свой шаг падением, амфибрахий после грузного приземления находит в себе силы подняться. «Не ветер бушует над бором, «В глубокой трясине Дарьяла, Амфибрахий — слепой, неровно, неуверенно, но идущий вперед; амфибрахий — это морские волны (безударный — ударный — безударный): «Дороже отчизны — не знал ничего * * * 5. Анапест Чтобы взлететь, нужен разгон, трамплин. Вот он: «Есть в напевах твоих сокровенных Два порывистых легких шага, бег взахлеб и — падение, земля. * * * 6. Брахиколон Брахиколон — это капли воды, методично капающие из-под крана или с крыши. Кап. Кап. Кап. «Лоб — Мел. Брахиколон — само напряжение, что не удивительно, так как он не имеет ни одного безударного звука. Вообще. ________________
Приведенные выше стихотворные размеры — не все, что существуют в мировой поэтической практике, на русском языке — в том числе, но их достаточно для начала, чтобы разобраться с основами и понять, что и как работает. В стороне остались такие стихотворные размеры, как пиррихий (дибрахий), спондей, трибрахий, бакхий, антибакхий, кретик (амфимакр), молосс, а также дольники и акцентные стихи. В случае жизненной необходимости или страстного желания — как-нибудь расскажу и о них. * * * Алгоритм для определения размера: • Определите количество слогов в строке, подчеркните все гласные буквы, это поможет. Ани ПЕТРС
© Copyright: Вячеслав Дорошин 2, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|