Попалась на глаза одна запись...

Вячеслав Дорошин: литературный дневник

Признание. Николай Заболоцкий


Ольга Благодарёва: литературный дневник


*****


Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!


Не веселая, не печальная,
Словно с темного неба сошедшая,
Ты и песнь моя обручальная,
И звезда моя сумасшедшая.


Я склонюсь над твоими коленями,
Обниму их с неистовой силою,
И слезами и стихотвореньями
Обожгу тебя, горькую, милую.


Отвори мне лицо полуночное,
Дай войти в эти очи тяжелые,
В эти черные брови восточные,
В эти руки твои полуголые.


Что прибавится – не убавится,
Что не сбудется – позабудется…
Отчего же ты плачешь, красавица?
Или это мне только чудится?


(1957 г.)


Это авторский текст стихотворения Николая Заболоцкого (1903 – 1958).
Источник: Антология русской песни / Сост., предисл. и коммент. Виктора Калугина. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.


* * *


Популярная песня на его основе называется «Очарована, околдована» (текст Заболоцкого при этом немного изменён), автор песни – питерский бард Александр Лобановский (р. 1935).


Текст песни (такой, какой дошёл до нашего слуха первым):


Очарована, околдована,
С ветром в поле когда-то повенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная ты моя женщина!


Не веселая, не печальная,
Словно с темного неба сошедшая,
Ты и песнь моя обручальная,
И звезда ты моя сумасшедшая.


Я склонюсь над твоими коленями,
Обниму их с неистовой силою,
И слезами и стихотвореньями
Обожгу тебя, добрую, милую.


Что не сбудется – позабудется,
Что не вспомнится, то не исполнится.
Так чего же ты плачешь, красавица?
Или это мне это просто чудится?


Очарована, околдована,
С ветром в поле когда-то повенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная ты моя женщина!


* * *


«В годы Перестройки авторство песни пытался присвоить себе Михаил Звездинский, который оказался шарлатаном. В итоге в 1990 г. Лобановский обратился в ВААП с просьбой в судебном порядке подтвердить своё авторство песни «Очарована, околдована», а также ещё пяти песен, присвоенных М. Звездинским. Суд подтвердил авторство Лобановского».


(Из Интернета)


___________________


Пы. Сы.
Дюже интересно мне стало, что это за версия Лобановского такая. Неужели другой абраша, более маститый, у него стырил мотивчик?
Не знаю, как насчёт других пяти упоминаемых песенок, но эту сравнил.


Итак, известная версия М. Звездинского (перепевала также группа «Санкт-Петербург»):
http://www.youtube.com/watch?v=Toj0G5otVqU


А теперь послушаем мсье Лобановского:
http://www.youtube.com/watch?v=CHgmRY64k9s


По-моему, даже далёкий от музыки человек уловит, что мотивы отличаются. В суде тугие на ухо, что ли, заседали? Ещё и вердикт какой-то вынесли.


История отечественной эстрады знавала множество примеров, когда за один и тот же текст брались два совершенно разных композитора и получалось примерно то же, что и у Звездинского с Лобановским. К счастью, ума у них хватало не бегать по судам. Видимо, спасало то, что поэты-песенники на те моменты творческих зигзагов были живыми, в отличие от бедолаги Заболоцкого (1903 – 1958).



Другие статьи в литературном дневнике: