Очарованный странник страшная правда

Дмитрий Певко: литературный дневник

А знаете, какая самая страшная и правдивая книга о русском национальном характере? По зрелом размышлении: «Очарованный странник» Лескова. Иван Северьянович Флягин ведь вовсе не положительный персонаж. Тип абсолютного дикаря, напрочь лишённого культурных основ, знаний, идеалов и целей. У него нет даже христианского религиозного чувства — именно о таких неграмотных народных «подвижниках» с Валаама весьма критически писал епископ Игнатий Брянчанинов. Очарованный непонятно чем странник — настоящая tabula rasa, на которой ничего, по сути, не написано, кроме «Ополчайся!» и «За отчизну очень помереть хочется» (читай: убить кого-то за россиюшку в очередной захватнической войне). Вот это вырезано у него на сердце глубоко — у бывшего крепостного холопа и добровольного участника ужасной Кавказской войны. Флягин плывёт по жизни от одной запутанной ситуации к другой, ничему не учится, ничего не создаёт. В детстве жестоко издевается над кошкой — привет, Полиграф Полиграфович! В плену у степняков без любви настрогал детей от нескольких жён, за людей их не считал, потому что некрещёные. А сам типа христианин: убивает по сюжету трёх человек без раскаяния, даже без малейшей рефлексии! В том числе беременную женщину, в которую влюблён! С тоски идёт воевать с кавказцами, которые ничего плохого ему не сделали. Без особого призвания попадает в монастырь, и ему всё равно, клобук и рясу носить или «амуничку». В рф всё это преподносится с умилением, школьники пишут сочинения о «сложном жизненном пути» и «выстраданной праведности» Флягина.


Лесков был очень умный человек и гениальный писатель, любовью к российским реалиям не отличался. Уж конечно, он знал, о ком писал и зачем. «Очарованный странник» — самое безжалостное препарирование пресловутой « загадочной русской души». Всех этих патриотичных «простых мужиков», которые после 1917 года сполна проявили своё «очарование». Не люди, а зияющая пустота — не сияющая, не великая. «Очарованный странник» страшнее, чем «Архипелаг ГУЛАГ» и «Колымские рассказы», потому что всё это сонно-равнодушное живодёрство с мессианскими претензиями, даже без намёка на покаяние, — дело рук флягиных. Наличие или разрушение монастырей с долгими богослужениями никак не изменило их суть.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 14.08.2025. Очарованный странник страшная правда