Об эволюции русской поэтической формы

Дмитрий Певко: литературный дневник

...Давно понял, что главное препятствие для роста русскоязычного поэта - рифма и катрен. Эти инструменты сейчас сточены уже окончательно, до рукоятки. Вместо того чтобы свободно лететь, авторы изворачиваются, пытаясь насильно "поженить" слова, оказавшиеся в одной строфе только из-за размера и рифмы. Когда удаётся сделать это легко и непринуждённо, когда рифма усиливает смысловую и образную нагрузку - прекрасно. Но таких случаев всё меньше - в силу объективных особенностей русского языка, которые отметил ещё Пушкин. И всё чаще детерминизм рифмы мешает, сковывает, а не помогает высечь неожиданную искру, озаряющую поэтический образ. Мне путь развития видится так: от рифмы к рифмоиду и белому стиху, от четверостиший к нестандартным формам строфы, от силлаботоники - к дольнику и акцентному стиху. Верлибр плох тем, что скомпрометирован графоманами: сейчас его слишком часто используют обычные лентяи, попросту не владеющие поэтической формой. Но и катрены с рифмовкой abab - давно-о уже не магистральное направление, а нечто за гранью приличия. :) Скоро за такие стихи будут давать в морду. :)



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 23.03.2010. Об эволюции русской поэтической формы