***Казачье образование Сегодня можно много говорить о том, что воспитание детей в казачьих семьях является основой формирования личности казака, как гражданина своего Отечества и как его защитника. Сформированная веками традиционная казачья педагогика воспитания казака и казачки благодаря предкам сохранилась и по сей день. Но без государственного подхода решить вопросы казачьего воспитания и обучения в современных условиях в полной мере все-таки затруднительно. Несомненно, что одним из приоритетных направлений развития казачества, как было отмечено Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым остается работа с молодежью. Данное направление нашло свое отражение в Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, утвержденной Президентом Российской Федерации от 2 июля 2008 года Пр-1355, где четко дается установка на осуществление мер поддержки казачьих кадетских образовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы. «…Вся система образования и воспитания в казачьих учебных заведениях должна быть пронизана высоким духовно-нравственным и героико-патриотическим смыслом. Весь образ жизни в кадетских корпусах и других казачьих школах должен строиться на этих традициях, на привитии того духовно-нравственного идеала, который казаки искони избрали себе девизом: исповедание Веры Православной и верность Отечеству»... (Архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеймон) Полноценное возрождение казачества в России невозможно без опоры на фундаментальное академическое образование – об этом ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев). «Будущее казачества зависит от того, насколько новое поколение казаков окажется способно интегрироваться в современную образовательную систему и воспользоваться лучшими возможностями, которые она дает», - считает ректор РПУ. Игумен Петр рассказал про возможности высшего образования для казаков, которые сегодня готов предоставить казакам Российский православный университет. По словам ректора, «современное конкурентоспособное православное образование с опорой на мировые научно-образовательные стандарты, лучшие традиции мировой и отечественной христианско-богословской мысли, - это путь для современного казачества не замкнуться в самом себе, не оказаться запертым в стенах этнокультурного гетто».
Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского первый в России вуз, который венчает многоуровневую систему образования казачества наличием в своих образовательных программах казачьего этнокультурного компонента.
МГУТУ определен в качестве головного учебного заведения, реализующего элементы, связанные с историко-культурными традициями казачества. О чем свидетельствует официальный документ Совета при Президенте РФ по делам казачества. Приоритет при выборе нашего вуза объясняется рядом причин, одной из главных причин является тот факт, что сельскохозяйственные регионы компактного проживания казаков испытывает большие трудности, связанные с созданием собственных перерабатывающих производств и нехваткой на местах высококвалифицированных кадров не только перерабатывающей отрасли, но и грамотных специалистов экономического блока. Подготовкой именно таких специалистов и занимается наш университет. В этом году наш университет принял около 150 человек, представителей казаков и атаманов. 10 человек - в Московский головной вуз, остальных - в филиалы. Теперь казаки учатся у нас в Москве, в Рязани, Мичуринске, Перми, Волоколамске, Мелеузе, в Светлом Яре, Ростове-на-Дону, Вязьме, Пензе, Угличе, Смоленске, Темрюке. Желая оказать поддержку казакам в решении острейших кадровых проблем, МГУТУ принял решение ежегодно выделять значительное число бюджетных мест для получения молодыми казаками высшего образования в нашем университете. Более полугода разрабатывалась программа внедрения в учебный процесс МГУТУ казачьего компонента. Решено было ввести отдельные элементы, характеризующие историко-культурные традиции казачества, которые включены в уже существующие учебные дисциплины. Перейти на сайт МГУТУ Выступление Патриарха Сам факт возрождения казачества говорит нам о действии благодати Божией в человеческой истории. Происходит настоящее чудо, ведь русское казачество пытались истребить едва ли не поголовно. В представлении тогдашней власти казаки были наиболее крепкой в вере частью общества. Это действительно было так. Именно в казачестве преемственно сохранялись патриотизм, глубокая воцерковленность, жертвенная готовность защищать наши ценности. Именно поэтому казачество и подверглось жесточайшим репрессиям, пострадав, может быть, больше, чем какая-либо иная социальная группа старого общества. Годы возрождения казачества вместили в себя успехи и трудности, споры и поиски согласия. Но главный итог, который можно подвести сегодня, состоит в том, что в новых исторических обстоятельствах казаки делом доказали, что они нужны России. Страна и народ увидели, что казачество — это не только часть истории, но и возможность для новых свершений. И теперь важно, чтобы казаки сами прочувствовали свои обязательства перед страной и готовность ей служить. Перед казачьим сообществом стоит важная задача — преодоление разделений в своей среде. Такое разделение внутри казачества считаю недопустимым и исторически неоправданным. История знает много печальных примеров, когда раздробленность приводила к легкой победе врагов. Достаточно вспомнить 1918-1922 годы, когда каждое казачье войско Юга России пыталось спастись в рамках некой казачьей автономии, и каждое в отдельности было уничтожено. Как и тогда, причиной обособленности является гордость, которая, по слову апостола Павла, приводит к «состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия и лукавые подозрения» (1 Тим. 6:4). Поэтому так важно усвоить уроки истории и прийти к крепкому единству, ибо только оно позволяло и позволит казакам преодолевать любые трудности и выходить из них непобежденными. Нельзя, однако, не обратить внимание на один интересный факт, никем вроде бы особенно и не замечаемый, однако относящийся к самим основам нашей казачьей жизни и уклада, к мировоззренческим истокам осознания нами самих себя. Уставы казачьих обществ, более или менее одинаковые у всех, в своих разделах "Цели и задачи" содержат перечень достойных и благородных целей, направленных на благоустройство земной жизни и защиту общественного порядка, однако ни слова не говорят о высшем предназначении казачества как традиционного охранителя Православной веры и наших христианских святынь. Хозяйственная деятельность, набор на военную службу, охрана памятников истории и культуры, патриотическое воспитание молодежи и т.д. - все это, безусловно, замечательно и необходимо, но достаточно ли для того, чтобы в полной мере ощутить себя полноценными наследниками великого российского казачества, испокон веков, вплоть до самого октябрьского переворота несущего службу Господу нашему Иисусу Христу и Отчизне? Находясь на страже мира и спокойствия народа России, казачество во все времена черпало свою силу в православной вере. Русская Православная Церковь благословляла ратные подвиги своих верных сынов, не щадивших крови и самой жизни на полях сражений. Очень важно, чтобы и в наши дни казачество хранило верность исконным православным традициям. Без хранения веры, без духовной ревности, без твердой опоры на духовные и нравственные ценности невозможно не только возродить казачество, но и само казачество невозможно. © Copyright: Ломающая Стереотипы, 2012.
Другие статьи в литературном дневнике:
|