У С Т А В
Детского православного лагеря «Княжеская Русь»
Устав является основным сводом правил, регулирующих взаимоотношения детского
коллектива, педагогического состава и прочих сотрудников в период непосредственного
функционирования лагеря.
Организацию лагеря «Княжеская Русь» осуществляет Московский Сретенский монастырь
(г.Москва). Принимающая сторона, предоставляющая площадку и базу для проведения лагеря:
приход храма Тихвинской иконы Божией Матери (г.Холм, Новгородской обл.).
1. Цель и задачи
Целью организации и работы лагеря является духовно-нравственное воспитание
подрастающего поколения посредством создания социально-педагогической среды (системы условий),
ориентированной на традиционные культурные ценности и содействие духовному и нравственному
становлению личности каждого ребенка как полноценного и активного члена Русской Православной
Церкви. Задачи:
Духовные:
- приобщение к участию в таинствах Православной Церкви
- приобретение навыков церковного благочестия
Нравственные:
- воспитание патриотических чувств и любви к Родине и Церкви
- приучение к труду на общее благо
- приобретение и закрепление таких нравственных качеств, как послушание
старшим и забота о младших, дисциплинированность и аккуратность, открытость и честность,
исполнительность, кротость и смирение, инициативность и ответственность
- создание благоприятных условий для творческого развития личности
- противодействие распространению в среде детей и подростков пороков алкоголизма,
табакокурения и наркомании, распущенности и насилия
Общественные:
- приобретение элементарных навыков по устройству благочестивого христианского быта
- сплочение детского коллектива
- создание и поддержка методической базы по работе с детьми во внешкольном
православном учреждении
Оздоровительные:
- организация режима дня на основе принципов здорового образа жизни я
рационального питания
2. Требования к территории и месту расположения лагеря
· отдельные палатки для каждого отряда (согласно техническим нормам их эксплуатации)
· помещения для общелагерных мероприятий и кружковой работы
· наличие спортивных и игровых площадок
· наличие санузлов и комнат личной гигиены внутри или рядом
· условия для приготовления пищи и общей трапезы
· наличие близко расположенного храма
3. Порядок приема детей и подростков в лагерь
1. В детский православный лагерь принимаются дети в возрасте от 9 до 14 лет и подростки от
14 до 16 лет. Они объединяются в 3 детских разновозрастных отряда и один – подростковый. Общее
число детей и подростков – не более 60 (включая детей из г.Холм). Отряд - это постоянная одно- или
разновозрастная группа детей, руководимая двумя отдельными вожатыми. Отряды формируются
педагогическим составом заранее, в зависимости от количества и возрастного состава желающих.
Каждый отряд имеет свое место сбора, название и внутренний план-программу, не противоречащий
общелагерному. Члены каждого отряда участвуют в общих делах, послушаниях и мероприятиях и в
порядке очередности выполняют обязанности дежурного отряда по лагерю.
2. Родители, желающие отправить ребенка в ДПЛ «Княжеская Русь» заблаговременно
сообщают об этом директору смены в письменном виде (заполняют анкету установленного образца).
При этом они снабжают ребенка всем необходимым для жизни в лагере, согласно «Списка
необходимых вещей» (прилагаемых к анкете), вносят организационный взнос (не позже чем за 10
дней до начала смены) и подписывают правила участия ребенка в лагере с обязательством не
предъявлять претензий администрации ДПЛ и не требовать компенсаций, если ребенок досрочно
отчислен из лагеря за нарушение Устава, Правил поведения («Правила Княжеской Руси») или
непослушание руководству лагеря.
3. Перед началом смены (за несколько дней до отъезда) проводится родительское собрание для
ознакомления с педагогическим составом и внутренним распорядком ДПЛ.
4. Лица, подготавливающие площадку лагеря, заезжают на территорию не позднее чем за 3
дня до приезда детей.
4. Управление жизнью в лагере
1. Общее руководство жизнью лагеря в период его функционирования осуществляется
педагогическим советом, в состав которого входят: директор ДПЛ, духовник, зам. дир. по админ.
вопросам, зам. дир. по учебно-воспитательной работе, методист, инструктор по физкультуре и
спорту, вожатые, руководители кружков детского творчества, родители.
2. Оперативное руководство жизнью лагеря и контроль за выполнением воспитательной программы
осуществляется координационным советом, который составляют:
- зам. дир. по админ. вопросам,
- зам. дир. по учебно-воспитательной работе,
- методист,
- представитель родительского коллектива.
3. Обязанностями директора ДПЛ является:
; обеспечение материально-технической базы лагеря
; подбор и обучение педагогических кадров для работы в лагере
4. Духовник:
; проводит утренние и вечерние молитвы, богослужение, исповедь, молебны,
; проводит духовные беседы с детьми (на отрядной свечке или персонально)
; проводит беседы для родителей (во время утренних кружков и вечерних отрядных свечек),
; подбирает тексты чтений житий святых за трапезой;
; вносит предложения и замечания относительно педагогической работы внутри отрядов и всего
лагеря;
; разрешает конфликтные ситуации между сотрудниками лагеря, а в случае необходимости.
; подбирает видеофильмы для просмотра во время дождя;
5. Зам. директора по административной работе:
· руководит административно-хозяйственной деятельностью (имея в подчинении завхозов,
поваров, медсестер), обеспечивает техническую подготовку и жизнедеятельность площадки
лагеря;
2
· составляет схему расселения вожатых, родителей и детей в палатках, контролирует
безопастность и удобство их жизни (включая техническую исправность палаток,
работоспособность умывальников, туалетов, своевременность затопки бани и т.д.);
· обеспечивает техническую готовность и наличие инвентаря для всех общелагерных
меропритий;
· ведет бухгалтерский учет, оплачивает счета за представленные услуги контрагентам;
· руководит деятельностью административного персонала (завхоз, ночные сторожа, повара,
водитель, врач, медсестра) и родителей-волонтеров.
6. Зам. директора по учебно-в оспитательной работе:
· проводит собеседования с родителями, регистрирует анкеты;
· составляет списочный состав детей, разбиение их по отрядам;
· на протяжении смены контролирует местонахождение, учитывает перемещения всех детей в
лагере (должен знать: кто болеет, кто дежурит, кто работает в «штрафотряде»);
· индивидуально или на воспитательских совещаниях дает педагогические рекоммендации и
оказывает всестороннюю помощь вожатым, выслушивает их отзывы о микроклимате в
отрядах, в случае нарушения дисциплины – принимает решение о вызове ребенка на пед.
совет;
· следит за исполнением распорядка дня в лагере, контролирует своевременность ударов
колокола;
· на утренних и вечерних линейках делает замечения общедисциплинарного характера,
заслушивает рапорты отрядов;
· на протяжении смены учитывает характер поведения всех детей, составляет списки
нарушителей дисциплины и тех, кто выдвигается на награждение;
· учитывает списочный состав, состояние здоровья и занятость родителей;
· является посредником между родителями и вожатыми в случае конфликтных ситуаций, в
случае необходимости – разрешает конфликты между детьми;
· контролирует работу дежурных в трапезной (выставляет оценки в отдельную ведомость);
вместе с медкомиссией проверяет чистоту помещений, палаток, мест общего пользования,
делая их ежедневный обход (по утрам);
· осуществляет контроль за выполнением программы духовно-нравственного воспитания
детей;
· по возвращении из лагеря совместно с вожатыми передает детей родителям.
7. Методист (массовик-затейник):
o готовит проект плана-сетки всех общелагерных мероприятий;
o разрабатывает содержание, подбирает инвентарь, руководит организацией и проведением
общелагерных мероприятий, кружков и костров;
o на утренних и вечерних линейках объявляет общую схему следующего дня, итоги дня
прошедшего;
o проводит инструктивно-методические сборы и педагогические советы в период подготовки к
смене и во время функционирования лагеря;
o отвечает за подготовку всех раздаточных и наглядных материалов, приспособлений к
общелагерным мероприятиям;
o следит за ходом внутриотрядных мероприятий и кружков;
o следит за реализаций общелагерной идеи и «легенды»;
o осуществляет контроль за выполнением программы духовно-нравственного воспитания
детей.
8. Инструктор по физкультуре и спорту:
o организовывает и проводит ежедневную физзарядку, спортивные соревнования (в первую
очередь, футбол) и походы;
3
o принимает активное участие в подготовке и проведении общелагерных мероприятий
(помагает методисту);
o выдает, принимает и следит за исправностью спортивного инвентаря;
o присутствует на месте купания во время плавания детей.
9. Вожатые отрядов
- несут полную ответственность за жизнь и здоровье детей (включая гигиену);
- инструктируют детей по всем вопросам, объясняют правила жизни в лагере, помагают понять
и реализовать все задачи общелагерных мепроприятий;
- организуют выполнение режима дня в своем отряде (все должно быть вовремя и в
максимально полном составе детей отряда);
- помогают организовать отряду его дежурство;
- проводят воспитательные и культурно-досуговые внутриотрядные мероприятия (в автобусе, на
остановках в время дороги в лагерь и обратно, во время дождей, во время пауз между
общелагерными мероприятиями, по вечерам – отрядные свечки);
- фиксируют отзывы детей, их положительные успехи (сохраняют эту информацию у себя, а
копию – передают зам. диретора по учебно-воспитательной работе);
- следят за физическим здоровьем и психологическим климатом в отряде;
- в случает возникновения любых непредвиденных ситуаций – ставят в известность и
разрешают ситуации вместе с зам. директора по учебно-воспитательной работе;
- в конце смены – передают детей их родителям.
10. Руководители кружков детского творчества
- организуют и проводят работу своих кружков (заранее готовят к нем инвентарь, раздаточные и
наглядные материалы);
- отвечают за технику безопасности в кружке;
- ведут списочный состав участников (о чем докладывают ежедневно зам. директора по учебно-
воспитательной работе);
- фиксируют хорошие работы и отзывы детей (сохраняют эту информацию у себя, а копию –
передают зам. диретора по учебно-воспитательной работе);
- принимают активное участие в подготовке и проведении общелагерных мероприятий.
11. Медицинский работник
· следит за состоянием здоровья всех насельников (детей и взрослых);
· дает своевременные рекомендации по организации рационального питания или режима дня;
· проводит все необходимые лечебные процедуры (в т.ч. следит за наличием достаточного числа
лекарственных препаратов);
· ставит в известность воспитателей отрядов, деж. воспитателя об изменении здоровья детей
(как в отрицательную, так и в положительную сторону);
· руководит мед. комиссией.
12. Заведующий хозяйством
· ведет учет всех товарно-материальных ценностей (бумажный и электронный), их
перемещение и распределение, проводит внутренние инвентаризации;
· собирает все необходимое походное и техническое снаряжение перед началом лагеря и сдает
(в просушенном и упакованном виде) в конце смены;
· следит за исправностью и безопасной эксплуатацией зданий и помещений, палаток,
сантехнического и энергетического оборудования;
· обеспечивает работоспособность и улучшение лагерной площадки до начала и на протяжении
смены.
13. Родители
· принимают все меры, чтобы быть максимально информированными о целях, задачах,
правилах жизни и распорядке работы лагеря;
4
· оправляя ребенка в лагерь, понимают, что в туристическом походе возможны риски,
ответственность за которых лежит на них, их детях, отрядных вожатых и родительском
комитете, который принимает участие в проведении смены;
· принимают активное участие в реализации целей и задач лагеря, но не вмешиваются в
педагогический процесс и не препятствуют работе отрядных вожатых; для выражения своих
замечаний – обращаются к зам. директора по учебно-воспитательной работе или высказывают
предложений на педагогическом соверщании; представитель родительского коллектива входит
в координационный совет и участвует в принятии оперативных решений в управлении
лагерем;
· на протяжении всей смены их участие в общелагерных мероприятиях, волонтерские
послушания, перемещения за территорию регулируются директором ДПЛ;
· нахождение родителей в лагере предполагает: их подчинение Уставу, всем установленным
Правилам поведения и нормам дисциплины (в случае нарушения таковых они отчисляются
директором из лагеря без компенсаций и оплаты проезда обратно домой).
5. Взаимоотношения сотрудников лагеря
1. В ДПЛ «Княжеская Русь» общие интересы всегда ставятся выше личных. Следует
максимально избегать конфликтов, личных симпатий и антипатий. При возникновении
непреодолимых ситуаций сотрудники обращаются за помощью к духовнику или директору
лагеря. Мнение директора лагеря не обсуждается, а исполняется.
2. В жизни лагеря совершенно недопустимы хамство, ложь, жестокость, уничижение словом или
действием, вульгарное и грубое отношение, сплетни, употребление бранных слов или жаргона
вместо русского языка.
3. Сотрудники лагеря не должны обсуждать свои сомнения, конфликты, повышать голос и делать
друг другу замечания в присутствии детей. Все вопросы обсуждаются на ежедневных
«планерках» или педагогических советах, которые проводятся в вечернее время после отбоя.
4. При необходимости отлучиться из лагеря члены педагогического состава и обслуживающего
персонала ставят в известность директора ДПЛ.
5. Административный персонал и родители не должны вмешиваться в педагогический процесс
лагеря: их мнения принимаются во внимание через соответстсвующего зам. директора и
обсуждаются на координационном или педагогическом совете.
6. Взаимоотношения в детском коллективе
1. Старшие дети должны проявлять терпение и деятельную заботу о младших и относится к ним
с любовью и вниманием. Младшие дети должны относиться к старшим с любовью,
уважением и благодарностью.
2. На протяжении смены в отряде все дети (или подростки) находятся в непосредственном
послушании у вожатого, в помощь которому избирается капитан отряда. Во время занятий
детского творчества, дети находятся в послушании у руководителя кружка.
3. Если кто из детей или подростков замечает нарушение правил дисциплины, он должен сначала
сам сказать об этом нарушителю, если тот не исправится или станет дерзко протестовать –
сообщить вожатому отряда, если же и после этого нарушние продолжается – сообщить зам.
директора по воспитательной работе.
7. Взаимоотношения детей и сотрудников лагеря
1. Без ведома вожатых отряда и зам. диретора по учебно-воспитательной работе запрещается
выходить за территорию лагеря, даже со взрослыми.
2. Во время любых мероприятий, проходящих за территорией лагеря – купание в реке, поход,
паломнические экскурсии, прогулки в лес и т.д. дети отряда должны всегда находиться под
присмотром своих вожатых.
5
3. Насельники лагеря должны относиться с уважением и готовностью помочь ко всем; к старшим
– с почтением; к гостям – с приветливостью и радушием. Но в случае, если на территории
лагеря появился посторонний и незнакомый человек – немедленно сообщить об этом любому
человеку из педагогического состава или администрации лагеря;
4. Каждый ребенок (насельник) должен знать, что всякое нарушение Устава, Правил поведения,
отказ подчиняться руководству лагеря влекут за собой наказание вплоть до отчисления из
лагеря.
8. Правило общего благочестия
1. Внешний вид всех насельников и сотрудников должен соответствовать правилам
христианского благочестия на протяжении всего дня.
2. Девочкам разрешается носить брюки на физической зарядке, на спортивных соревнованиях и
в походах. Но в храм и на молитвенное правило девочки одевают длинные юбки, блузки и
платки, а мальчики - брюки и рубашки.
3. На богослужениях, утреннем и вечернем молитвенном правиле обязательно присутствие всех
насельников лагеря (детей, подростков, взрослых, вожатых), кроме больных и дежурных по
лагерю.
4. Купание разрешается только в присутствии инструктора по спорту и отрядных воспитателей.
Категорически запрещается всем, в том числе и взрослым, выплывать из зоны купания.
5. Выполнение распорядка дня строго обязательно для всех, живущих в лагере, кроме больных
или выполняющих какое-либо особое послушание. Руководство лагеря имеет право
задержаться после отбоя.
6. Подъем, отбой, собрание на правило, на трапезу, на общие дела совершаются по удару
колокола, который находится в ведении дежурного воспитателя. Тревога также возвещается
ударами колокола (частыми). Кроме этих случаев бить в колокол запрещается.
7. На все события и мероприятия насельники приходят к определенному часу, не опаздывая.
8. Гости лагеря, прежде чем приступить к осмотру территории, являются к директору ДПЛ,
получают разрешение на пребывание и только затем знакомятся с детьми и территорией.
Стоянка автомашин, установка палаток и т.д. допускается в строго определенном месте и
только с разрешения директора.
9. Дети, сотрудники и гости должны бережно относиться к окружающей природе и имуществу
лагеря.
9. Традиционные мероприятия лагеря
Духовные: утренние и вечерние молитвы; праздничные и воскресные богослужения; молебны
на закрытие и открытие лагерной смены; подготовка к исповеди и причастию; духовные беседы;
просмотры документальных фильмов духовно-нравственного содержания, паломнические экскурсии
по святым местам.
Оздоровительные: утренние зарядки, спортивные эстафеты, чемпионаты по футболу,
соревнования и олимпиады, одно и двухдневные походы.
Концертные и театрализованные: «визитки» отрядов, общелагерные костры, «летописи
отрядов», театральный день, день народов (самоуправления) «Княжеской Руси» и т.д.
Бытовые: уборка палаток, банные часы, общая трапеза.
10. Ожидаемые результаты
В результате осуществления данной программы ожидается:
; рост детской социальной активности;
; укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных
православных традиций воспитания детей;
; углубление воцерковленности детей, их родителей и подростков;
; приобретение отрядными вожатыми дополнительных навыков работы с детьми,
6
сотрудниками и родителями лагеря – навыков создания микроклимата на основе
традиционных христианских дувовно-нравственных ценностей.
7
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.