К вопросу о. Постмодернизм. Бодрияр. Симулякры.Случайности - не случайны. Ниже приведены статья из Википендия по запросу "симулякр" и более подробная статья Александра Бречека. «В современном значении слово симулякр введено в обиход Жаном Бодрияром. Ранее (начиная с латинских переводов Платона) оно означало просто изображение, картинку, репрезентацию. Например, фотография — симулякр той реальности, что на ней отображена. Необязательно точное изображение, как на фотографии: картины, рисунки на песке, пересказ реальной истории своими словами — всё это симулякры. В наше время под симулякром понимают обычно то, в каком смысле это слово использовал Бодрияр: симулякр — это изображение без оригинала, репрезентация чего-то, что на самом деле не существует. Например, симулякром можно назвать картинку, которая кажется цифровой фотографией чего-то, но то, что она изображает, на самом деле не существует и не существовало никогда. Такая подделка может быть создана с помощью специального программного обеспечения. Основанием для такой интерпретации понятия «симулякр» отчасти является то обстоятельство, что для Платона уже сам предмет реальности, изображаемый картиной или скульптурой, есть в некотором роде копия по отношению к идее предмета, эйдосу, — а изображение этого предмета представляет собой копию копии и в этом смысле фальшиво, неистинно. «Симулякрами» также называют гораздо более широкий класс объектов или явлений, не придерживаясь точного определения, приведенного выше. Эта размытость использования понятия симулякр пошла от самого Бодрияра, а не вопреки ему. Например, Бодрияр назвал симулякром войну 1991 года в Персидском заливе, в том смысле, что у наблюдающих за этой войной по CNN не было никакой возможности знать, было ли там что-то на самом деле, или это просто пляска картинок и взволнованных пропагандистских репортажей на экранах их телевизоров.»
Именно о симулякрах и гиперреальности Бодрийяра мне бы и хотелось поговорить, тем более, что тема эта очень интересна. Давайте сначала попытаемся определить - что же это за понятие такое - «симулякр»? Симулякр (фр. simulacres, от simulation – cимуляция) в философии постмодернизма – это образ отсутствующей действительности, правдоподобное подобие, лишенное подлинника, объект, за которым не стоит какая-либо реальность. Развернутую концепцию симулякров Ж. Бодрийар дал в работе «Симулякры и симуляции», в которой он обратил внимание на свойственное современному обществу явление симуляции - порождение абстракций, не имеющих связи с реальностью, замена реальности какими-то «знаками» реальности, или, как говорит jrob – текстам. Симуляция становится настолько всеобъемлющей, что исчезает различие между производимыми ею эффектами и реальной действительностью. Происходит вытеснение реальности и замещение ее виртуальной гиперреальностью, создаваемой симулякрами. В понимании Бодрийара симулякры представляют собой ложные понятия, получившие распространение и ставшие частью общественного сознания. Классический образец симулякра по Бодрийяру – международный терроризм. Благодаря некритичному подходу к этому явлению, в мировом сообществе сложилось «гиперреальное» представление о международном, глобальном, транснациональном терроризме. Будучи ложным понятием, этот симулякр обрел собственную форму бытия, стал частью знаний и представлений социума. Однако реакция на этот симулякр последовала самая что ни на есть реальная - антитеррористические операции, поведенческие поступки, доклады и выступления, законодательные и подзаконные акты, финансирование спецслужб и многое другое. Важнейшим результатом функционирования симулякра под названием «международный терроризм» стала борьба с международным терроризмом. Постмодернисты считают, что в современном обществе все больше размывается та грань, которая прежде отделяла реальность от ирреальности, жизнь от спектакля, политику от шоу. С каждым годом реальная человеческая жизнь все больше приобретает сценический характер, уподобляясь драматической комедии. Внимательному наблюдателю «со стороны» начинает казаться, что уже не только зрители, но и сами актеры этой грандиозной постановки не в состоянии разобраться, где кончается спектакль, а где начинается жизнь. Как пишет французский исследователь К. Видаль: «весь мир в конце концов превратился в один огромный Диснейленд». И правда, сейчас любое событие или явление обретает право на существование только как составная часть зрелища. У этого спектакля есть множество различных проявлений: информация, пропаганда, реклама, СМИ, интернет (и наш блог в том числе), потребление развлечений…, но во всех своих частных формах спектакль сохраняет главное – утверждение всякой человеческой жизни как простой виртуальной видимости. Индивидууму в этом мире отводится лишь одна возможная роль - «кайфующего» в своей отстраненности созерцателя. Человек под влиянием происходящего вокруг него действа, беспрестанной смены телевизионных «картинок» и череды событий сам становится абстракцией по отношению к внешнему миру. Он не только превращается в зрителя, но и ощущает себя им – посторонним и отчужденным наблюдателем чужой ему жизни. Человеку все еще кажется, что он живет, но на самом деле он только смотрит бесконечную пьесу о том, как живут и действуют другие люди. Но и они в свою очередь тоже не живут, а лишь имитируют жизнь. Хуже всего то, что зритель не только абстрагирован от окружающего мира, но еще и пассивен. Тот, кто занят постоянным созерцанием, перестает действовать, он больше не живет, а лишь симулирует жизнь. Все свои чувства, страсти, эмоции и фантазии он проецирует и переживает на предлагаемых ему фантазиях вымышленного мира, которые в конце концов «материализуются» в его сознании, обретая реальные черты. Нищета и эмоциональная скудность нашей повседневной жизни замещаются приобщением к виртуальному миру зрелища – самому крутому наркотику нашего времени. Возникает полная иллюзия сопричастности с происходящими, пусть и не реальными событиями. Вытесненная на периферию скучная бытовая реальность служит нам только неким неприятным дополнением виртуальной гиперреальности, внося душевный разлад в созданную идиллию. В своей повседневной жизни человек постоянно вживается в образы навязанных извне персонажей, воспринимает еще вчера чуждые ему модели поведения. Таким образом, наряду с поведенческими стереотипами, человек заодно воспринимает и заложенные в них идеологические установки и штампы. Никто и ничто больше не заставляет нас поступать так, а не иначе. Нам лишь настойчиво, раз за разом, повторяют однотипные ситуации, доводя до автоматизма наши ответные реакции. По существу, никакая идеология, внушаемая коллективно, теперь не нужна, достаточно стереотипов поведения, навязанных, например, той же телевизионной рекламой или официальной пропагандой. Очевидно, что сегодня не миф (коммунистический или любой другой), а симулякр и гиперреальность являются главными и основными инструментами манипуляций массовым сознанием. В политической жизни в настоящее время мифы больше ни к чему, достаточно «парада симулякров» - текстов-призраков и виртуальных шоу («войны», теракты, «революции»), скрывающих от нас объективную реальность. Постмодернисты считают, что не только информация, но и любая сущность, как природная, так и социальная, может выстраиваться по принципу вложенных, подобно матрешкам, виртуальных реальностей. Так, например, государство можно рассматривать как виртуальный симулякр, существующий в своей собственной виртуальной действительности. Что касается постсоветского пространства, то по большому счету все страны СНГ являются симулякрами, которые тоже в свою порождают гиперреальность – собственную политику, экономику и т.д. Симуляция некоего, якобы управляемого пространства происходит при помощи произнесенных и напечатанных текстов, концентрацией на ограниченной территории определенных знаков и символов, а также взаимодействием внутренних симулякров, таких как - «президентская вертикаль», «исполнительная власть», «силовые структуры», «группы интересов», «оппозиционные партии», «субъекты хозяйствования» и прочее. Они своими манипуляциями создают какие-то псевдособытия, а те уже симулируют в нашем сознании наличие как бы «матрицы» - национальной государственности. Но что такое, например, белорусская государственность? Симулякр - копия другой копии (СССР), а та в свою очередь тоже к реальности никакого отношения не имела, так как представляла из себя эксперимент, выдуманный людьми. Если уж «война в Заливе» согласно представлениям Жана Бодрийяра – это всего лишь фантастическая «гиперреальность», события которой были всего лишь сконструированы виртуальными СМИ, то что говорить о так называемом «союзном государстве Беларуси и России», которое мы столько лет «строили». Большего симулякра, чем этот и представить себе трудно. По сути два симулякра задались целью выстроить третий - общее виртуальное гиперреальное пространство. Судя по многолетним бесчисленным текстам в СМИ, по картинкам на ТВ и бесконечным уверениям руководителей обоих государств, сделать это почти удалось. Во всяком случае огромное количество людей, ежедневно по многу часов сидящих «перед ящиком», в эту гиперреальность поверили. Кое-кому даже стало казаться, что новый создаваемый симулякр стал уже более реальным, чем сами Беларусь и Россия по отдельности. А в результате произошло то , что и должно было произойти. Как и в случае «войны в Заливе», вслед за виртуальным шоу наступили очень даже реальные последствия – двухсторонний энергетический и политический кризис со всеми вытекающими последствиями. Каких только симулякров нам не приходилось наблюдать за последнее время. Один из самых характерных – белорусская версия украинского «майдана» во время наших последних президентских выборов. По сути дела в который раз произошла попытка скопировать копию – украинскую «оранжевую революцию», которой на самом деле явлалась ничем иным, как «симуляцией» революции. Было хорошо организованное виртуальное шоу в Киеве, с палатками, оранжевыми флагами, действующими лицами, и даже со своими виртуальными победителями, но ведь реально в Украине никакой революции и в помине не было. Произошли некоторые перестановки в высших эшелонах украинской власти (они и до сих пор не прекращаются), сменился очередной президент, мало чем отличающийся от прежнего, только и всего. По крайней мере абсолютное большинство украинцев ни самой «революции», ни ее последствий на себе не ощутили, я знаю это из первых рук. Не вышел за пределы виртуальной гиперреальности и белорусский аналог, закончившийся полной неудачей. И не надо удивляться тому, что белорусы в своей массе на эти события отреагировали вяло или даже безразлично. Симулякру не нужны действующие лица в огромном количестве, ему нужны сопереживающие зрители, ощущающие себя участниками спектакля, а вот в них недостатка как раз и не было. Зато, как всегда, после окончания представления наступили конкретные действия – сотни людей были задержаны и арестованы, многие их них прошли через тюрьмы, а некоторые остаются там до сих пор. Главный результат все тот же, как и в случае с «международным терроризмом» - функционирование симулякра под названием «белорусская оранжевая (джинсовая, какая угодно) революция» стало поводом для тотальной борьбы с белорусской оппозицией. Из всего сказанного можно понять, что симулякр и гиперреальность – это феномены симуляции действительности, своего рода мифы, генерированные в основном властными структурами и масс-медийными технологиями. К их числу можно отнести и всякого рода рейтинги политических лидеров, партий и движений, подающихся как социологические опросы общественного мнения. И в том и в другом случае происходит подмена реальности каким-то «знаком» или «текстом-призраком». Цель у них одна – создать такие условия, при которых иерархия ценностей для большинства населения будет зависеть, условно говоря, от порядка подачи телевизионных новостей и величины газетного заголовка. В навязанной нам виртуальной среде рациональное знание уходит на второй план, уступая место вере. Компъютер можно выключить, кликнув «мышью», но всю социально-политическую гиперреальность, существующую в стране и в мире, выключить нельзя. А потому каждому из нас надо найти свой, собственный стиль существования, отличный от навязываемого нам единообразия. Сделать это возможно только критически воспринимая предлагаемую информацию, от кого бы она не исходила, сохраняя при этом личное, индивидуальное мировосприятие. © Copyright: Девианта, 2010.
Другие статьи в литературном дневнике:
|