М. С. Солонин. О катастрофе А-321 над Синаем.

Жиль Де Брюн: литературный дневник

Причиной крушения аэробуса А-321 авиакомпании «Когалымавиа» (Metrojet) и гибели 224 человек стал взрыв на борту, теперь следствие должно выяснить природу этого взрыва. После того, как в лентах новостей появилось сообщение о том, что Россия приостанавливает авиасообщение с Египтом, глава МЧС Владимир Пучков на заседании НАК сообщил, что следствие ищет следы взрывчатки на фрагментах разбившегося самолёта и багажа. Ещё раньше полёты в Египет отменили США и Великобритания. О фактических обстоятельствах крушения есть вполне достоверный источник информации: это сайт Flightradar. Это источник открытый, доступный, проверяемый. На каждом пассажирском самолёте установлен транспондер, который непрерывно, с темпом обновления несколько раз в секунду, транслирует параметры полёта: координаты самолёта в пространстве, вертикальная скорость, горизонтальная скорость, высота, углы и так далее. Сигнал принимают тысячи приёмников, по большей части они установлены просто у людей, у волонтёров. У меня есть знакомый, у которого этот приёмник просто на балконе стоит. Эти тысячи приёмников, конечно, соединены в сеть для передачи данных. То есть огромный цифровой поток с каждого самолёта непрерывно отслеживается и записывается. И вот что нам показывают данные Flightradar. Смотрим значение вертикальной скорости и видим: самолёт спокойно поднимался с абсолютно стабильной, неизменной вертикальной скоростью – плюс 3 метра в секунду. Явно работал автопилот. То есть самолёт уже завершал набор высоты. В момент 13 минут 14 секунд подъём меняется на снижение. Вертикальная скорость меняется с +3 на -1,6. Через 8 секунд он уже валится вниз с вертикальной скоростью 59 метров в секунду. Это вдвое больше, чем скорость камня, упавшего с 10-го этажа. Через 15 секунд от начала катастрофического события вертикальная скорость составляет уже 104 метра в секунду. За секунду он пролетает 30-этажный дом. Через 22 секунды заканчивается вся информация. Последнее, что мы видим, – он валится со скоростью 125 метров в секунду. Это 450 километров в час. А горизонтальная скорость уже упала до 185 километров в час. То есть он уже просто не держится в воздухе. Он падает вниз под углом 68 градусов. Это таблица Брадиса, 6-й класс средней школы: вертикальная скорость – 450, горизонтальная – 185, он валится в отвесное пикирование и влетает в землю. Всё это не версия, не предположение, не гипотеза. Это – данные, записанные прибором. Их достоверность ни у кого не вызывает сомнений. Самолёт летел, а потом в течение 15 секунд из нормального полёта перешёл в пикирование, а на 22-й секунде завалился вниз. Это означает, что у нас сразу отсеивается огромное количество всяких версий: отказ двигателя, пожар, трубка гидросистемы порвалась, провода перегорели и так далее. Ни одна из перечисленных причин не заставит огромный самолёт за 15 секунд устремиться к земле. Даже с двумя выключенными двигателями такой самолёт с высоты 9 километров планировал бы примерно 100 километров. Был случай, когда пилот посадил самолёт с обоими выключенными двигателями, самолёт летел 17 минут, и его посадили. Ещё была самая страшная катастрофа в истории авиации, когда погибли 520 человек: в Японии разбился Boeing-747. У самолёта отлетело вертикальное оперение – киль. После этого японский экипаж управлял самолётом 32 минуты. Они летели 32 минуты без киля, проявляя просто чудеса лётного мастерства. А там ещё сзади порвалась вся гидросистема. То есть всё, что у самолёта сзади, отключилось. Они летели 32 минуты и, может быть, даже дотянули бы до какого-нибудь аэропорта, но врезались в гору. Есть история о том, как американскому стратегическому бомбардировщику во Вьетнаме советская зенитная ракета оторвала киль – и он сел. Это знаменитая фотография: на аэродроме стоит самолёт без киля. Это я всё к тому, какие возможности есть у современного самолёта. Что же тогда должно было случиться, чтобы самолёт свалился в пике за 15 секунд? Здесь возможны ровно три причины. Первая: исчезли крылья. Вот были – и исчезли. И он без крыльев камнем полетел вниз. Причина вторая: отлетел хвост, горизонтальное оперение. Одномоментно, вот было – и нет. Исчезновение горизонтального оперения приводит к сильному пикирующему моменту, то есть самолёт опускает нос и идёт в землю. Есть ещё третий вариант, который нельзя так уж сразу отбрасывать: кто-то в кабине пилота устремил самолёт в пикирование. Или взбесилась система управления, которая дала такую команду. Но фотографии места катастрофы доступны в Сети, и мы видим: хвостовая часть самолёта оторвана и лежит в пустыне, далеко вокруг неё нет никаких обломков. То есть она отделилась одна, она упала отдельно от всего остального. Она оторвана так аккуратно, словно её в какой-то части просто пилой отрезали. Так что мы действительно видим, какой из трёх вариантов стал причиной падения: отвалился хвост. А сегодня появилась информация о расшифровке бортового самописца, который был расположен именно в хвостовой части. Он не показывает никаких неблагоприятных сигналов, всё шло абсолютно штатно – и вдруг вся телеметрия прекратилась. Потому что самописец оторвался вместе с хвостом и улетел, оторвались все провода, по которым к нему шла информация от датчиков, исчезло питание. Поэтому сегодня с вероятностью даже не девяносто девять, а все сто процентов можно сказать: причиной гибели самолёта является одномоментный отрыв хвостовой части фюзеляжа вместе с горизонтальным оперением. Но самописцев на борту было два. Тот, который находился в хвостовой части фюзеляжа – параметрический, он записывает показания цифровых датчиков. А речевой, он же звуковой, записывает звуки, прежде всего – в кабине пилотов. И его еще не расшифровали. Говорят, что он серьёзно повреждён. Это может быть правдой, если самолет врезался носом в землю со скоростью больше 450 километров в час. Отрыв хвоста произошел одномоментно! Потому что чёрный ящик не зафиксировал ничего. Если бы этот отрыв продолжался хотя бы 2 секунды, в нём была бы уйма информации: вот у самолёта меняется угловое положение в пространстве, появляются ускорение, нагрузки, перегрузки, которых быть не должно, вот он валится, и так далее. Ничего этого мы не видим. То есть отрыв произошёл за миллисекунды. В русском языке это называется словом «взрыв». Других процессов, которые приводят к отрыву в течение миллисекунд такой огромной конструкции, нет. Представьте себе размеры фюзеляжа самолёта, его прочность, вес. У нас есть информация об обгоревших останках тел. Плюс – фотографии задней части самолёта, обгоревшей до черноты, там просто месиво. А передняя часть смята в лепёшку, искорёжена, но там нет следов пожара. Плюс информация, которую, как мы уже знаем, записал американский спутник, – о тепловой вспышке ещё до падения. Только приличия ради я могу сказать, что вероятность взрыва – не 100, а 99 процентов.



Другие статьи в литературном дневнике: