Ремикшируя Бабочку Мысли.

Дмитрий Ковригин: литературный дневник

Ремикшируя «Бабочку Мысли».


Сначала хочу познакомить Вас с «конечным продуктом», который, надеюсь, является продуктом промежуточным:


Бабочка Мысли


Принципиальный премикс №1.



Бабочка Мысли в рутине вопросов
Иголка боли под ногтем Души
Если не хочешь попасть под колёса
К движенью примазаться – не спеши!


Душные ночи в прокуренной клетке
Дымом тягучим струятся «мечты»
Хочу быть директоришкой кафешки
Где официантка, конечно, - ты


Странные лица из серого теста
Шубы и золото красят кротов
Праздник, а мне не уступят тут места
Ради своей суеты и понтов


Сверху опять на меня плюнул «кто-то»
Знаю – плевали, и будут плевать!
Вот бы увидеть глаза идиота
Зубы скрипят, только глаз – не поднять…


Вот – раздраженье не мстящего труса
Стресс растворяется, пачкая кровь
Найду, на кого бы вывалить мусор
И ещё гаже сделаю новь…


Кто-то – умелый; кто-то – «летальный»…
Кто-то «парит» над накрытым столом
Кто-то всё ищет выход… фатальный
Сняв новой порцией новый облом…


Эта бумага сгорит – очень просто…
Буквы – забудут; Не станет меня…
Толще, всё толще на крыльях короста
Липких вопросов мутного дня…


* * *


Бабочка Мысли в паутине вопросов
Ржавеет иголка под ногтем Души
Друг мой, постой, ты совсем не Матросов!
На амбразуру – не шибко спеши…


22 июня 2009 г.
Ковригин Д.Э.


В таком виде стих опубликован в Сети, в частности – на «Стихире»:
http://stihi.ru/2009/07/01/538


*


Чем мне нравится бабочка – она совершает регулярные циклы метаморфоз.
Как и мысль.


Предыдущий вариант стиха, много раз редактируемый, но принципиально неизменный выглядел так:


http://stihi.ru/2005/08/26-699



БАБОЧКА МЫСЛИ


Бабочка мысли в паутине вопросов
Иголка боли под ногтем души
Если не хочешь попасть под колёса –
К движенью примазываться не спеши


Душные ночи в прокуренной клетке
Дымом тягучим струятся мечты
Хочу быть хозяином ресторана
Где официанткой работаешь ты


Странные лица из серой массы
Шубы и золото носят кроты
Праздник, а я без тебя и шампанского
Так как не стоите вы суеты


Сверху опять на меня кто-то плюнул
Знаю, – плевали и - будут плевать
Вот бы в глазёнки обидчику глянуть
Да боязно голову вверх задирать


Вот – раздраженье не мстящего труса
Стресс растворяется, пачкая кровь
Найду, на кого бы вывалить мусор
И ещё гаже сделаю новь


Кто–то умеет, а где–то летают
На дельтаплане, иль над столом …
Кто-то упорно себя убивает
Гася новой порцией новый облом …


Эта бумага сгорит и порвётся
Буквы – забудут.
Не станет меня …
Бабочка мысли в паутине вопросов
Липких вопросов мутного дня.


Бабочка мысли в паутине вопросов
Иголка боли под ногтем души
Если не хочешь попасть под колёса –
К движенью примазываться не спеши!



Редакция 26 октября 1995 г. КДЭ
(4-95$137)


Внизу, в скобочках, номера стиха в тетрадке, «4-95» – годовой, «137» - сквозной.
Номера условны, так как до 2000 – го года бумажки со стихами и с незаконченными фрагментами, валялись и лежали повсюду. Писал я, что называется, «для Души».
Для отдушины. Временами. Работать же ещё надо было, и бороться за существование.


Над формой стихов практически не работал. Считал – раз мысль выражена, то и хорошо.
Ну, и ритмика какая-то есть…
Кстати, о ритме. Тогда у меня был барабан. Пионэрский. Я любил выстукивать на нём что-то своё. Захотелось, чтобы было со словами. Но это было несколько раньше. Так возник набросок к «Бабочке».
Полностью, в редакции «4-95$137», стих появился как раз в октябре 95-го.
Время было совершенно не поэтическое…


Теорию стиха, впрочем, тогда я помнил лучше, чем сейчас. Даже в книги какие-то заглядывал. Журналы читал. Знал, что отглагольные рифмы – это плохо. (А что, рифмы от прилагательных лучше, да? Ну, или там «ботинки-полуботинки? Ш-ш-шедЭвр!)
Поэтому, – с точки зрения «поэзии, которую можно где-то опубликовать», - стих «никакой». Я это хорошо понимал…
Зато как он читался! И слушателям нравился. В 1996 году я даже записал кассету в стиле «ДК», и немного – под барабан. Раздал несколько экземпляров.


Такое вот «стихотворение со сложной судьбой»…


Сейчас, впрочем, я считаю, что над стихом нужно работать. Не получается – отложить.
Хоть на год, хоть на два. Временами возвращаться. Под вдохновение. Дорабатывать и дорабатывать. Пока не понравится. Писать то, что получается.
И ритм должен быть, и рифмы. Рифмы – не обязательно перекрёстные и конечные.
Ритм – не обязательно простой, стандартный.
Все эти неоклассические «ямбохореи» начали уже надоедать.
«Маяковщина», кстати, тоже.
А что уж может быть хуже «постбродской», псевдоинтеллигентной, «мохеровой» лирики, с упоминанием античных героев или событий, так и без оного…
Р-ремень-эссенции, панимашь…
А, хуже могут быть только безразмерные «хайки», не несущие никакой мысли. Плод скучающих тётушек бальзаковского возраста…
Ну, ещё тексты для «звёзд» эстрады, но об этом говорить уже просто неприлично.
Впрочем, мою «бабочку» несколько отнесло…

Всё же, если пишешь стих в каком-то, уже сложившемся клише, то будь добр выполнять стандарты.
Впрочем, это весьма тонкая материя. Область пересечения стихов неумелых, стихов корявой работы, примитива с… примитивизмом, или – с поэзией более тонкой организации.
К данному стиху, однако, последнее не относится.


Зы: в редакциях, думаю, дальше первой строфы стихи не читают. Открывает, бах, размер строчек разный… ВСЁ ПОНЯТНО… С-с-с-ледующий.
С «творческим подходом к стихосложению» – хрен где напечатаешься.
К тому же – сидят там скрытые поэты. А тут конкуренция, панимашь…
Да, если до этих строк добрался какой-либо молодой поэт – лови совет:
Если сам знаешь, что стихи – это твоё, если уверен до глубины Души, что пишешь хорошо и интересно, не обманывая при этом себя, – пиши, радуйся, публикуйся. Не обращай внимания на критику. Не в том смысле, что «пошли все на…», а … критика, она, тоже бывает разная.
Бывает и по существу. Но – редко. Всем не до тебя. И – не стоит ждать доброго дядю, что прочтёт, одобрит, предложит книжку издать. Гонорар заплатить. Да даже – бесплатно.
Наоборот – руки погреть на твоей «беде» - это «по-нашему»….


А если не знаешь, но писать любишь – всё равно пиши. Пусть не напечатают.
Выставиться в Сети можно и самому.
Пусть даже читать не будут.
Писание стихов гармонизирует личность. А это – немало!


Лично я бы, при «совке», да ещё и при отсутствии Сетей, – фиги две что-либо опубликовал. Какими царьками тогда чувствовали себя все эти бухгалтера от литературы.
Вершителями судеб.
Впрочем – ну их…


В те времена я ещё увлекался «рок-поэзией». Слушал русскоязычные альбомы с большущим энтузиазмом. Тексты там были намного интереснее, чем у современных «бумажных» поэтов. А формы были, часто, весьма неклассические.


А если ещё взять тонкую и весьма пространную поэзию Великих Рок-групп 70-х.
Тех же Пинк Флойд, Кинг Кримсон, Дженезис, наконец.
Красивая музыка. Развитие тем. Как в музыке, так и в стихах. Там была совершенно другая поэзия…


Поэтому и мои стихи не били в одну точку, содержали в себе несколько тем, что требовало разных ритмов. А за образец хотелось взять «классику».
Это разнообразие влияний и делало многие мои стихи бесформенными.
Мотивы нужно выделить, разделить, или, наоборот, слить. Но всегда нужно следить за «энергетикой» стиха. С тем, чтобы совсем уж «несимметричная» структура не гасила её.
Нужно научиться чувствовать эффект от сочетания слов, их чередования…
Мысль может быть подавлена, а может быть собрана в кулак…
Без ощущения энергетики стиха лучше писать прозу.
Но и прозу писать тоже нужно уметь. Если это не мемуары и не пиар…


Тут ещё такой есть подход: попробовать написать прозой, а потом срифмовать.
Но это – совсем уж не поэзия. Поэтические строчки чаще рождаются от своего рода «мелодии».
Не всё рифмованное – поэзия суть…
Впрочем, все эти «мысли по ходу мысли» уже далеки от начальной темы. «В паутине вопросов», воистину. Вот ещё одна ловушка – желание сказать много и… сразу!
Два в одном, три в одном… А получается не «бонус», а белиберда какая-то.
Но это легко понять и побороть. Хуже, когда сказать нечего, а хочется…


Материя поэзии – она более живая и энергичная, чем прозы, даже – прозы рифмованной.
В хороших стихах может достигаться весьма мощный «кумулятивный эффект».


Впрочем, я снова отвлёкся…
Бабочки они такие – пархатые…


*


О чём, собственно стих.
В то время я часто думал на тему: «сыновья молчаливых дней». (БГ).
Почему МЫ такие. Почему предпочитаем курить, мечтать о всякой чепухе, легко впадать в пороки…
Почему «сверху» на нас плюют. Почему нас никогда ни о чём не спрашивают.
Что делать? Бороться? Но кто зовёт нас «на баррикады»?


«Когда говорят: «Надо бороться!», глупый спрашивает: «с кем?», умный: «за что?», мудрый: «а точно надо?»».


Вялая мысль запуталась, как бабочка в паутине. Нас сожрут. Скоро. Но мы об этом ёщё не знаем…


Первоначально стих был иронично-мечтательным. В нём действительно было немного бабочки.


В новом варианте вместо Бабочки – Моль. Крылья поменьше. Зато – меньше шансов влипнуть. И моль – она более «едкая»…


Увы, стих не потерял своей актуальности и для поколения нынешнего. И плюют, и боязно…
А уж разных «тягучих» мечт…


*
Про образ.
В восточной поэзии есть такой образ. Но он там совсем другой. Философичный, тонкий, настраивающий на мирный лад. Там бабочка свободна. Красива. И… мобильна…


Моё же насекомое – нечто запутавшееся, бьющееся, бесперспективное.


В то время я о «восточном варианте» не знал. Честно. Мне не нужны лавры изобретателя хорошего образа. Да ещё и обманные. Зачем?
Взял бы «на востоке» - так бы и сказал. Почему бы не позаимствовать хорошее?
Заимствование хорошего, творческое, естественно, должно приводить к некоему росту…
Не топтаться же на месте, старательно изобретая велосипеды…


Но образ я, действительно, не изобрёл. Я довёл до Бабочки Мысли другой образ – Бабочки Газа.


Приведу источник целиком – стих замечательный. «О поэзии и не только…»:


«Иннокентий Анненский


Бабочка газа


Скажите, что сталось со мной?
Что сердце так жарко забилось?
Какое безумье волной
Сквозь камень привычки пробилось?


В нем сила иль мука моя,
В волненьи не чувствую сразу:
С мерцающих строк бытия
Ловлю я забытую фразу...


Фонарь свой, не водит ли тать
По скопищу литер унылых?
Мне фразы нельзя не читать,
Но к ней я вернуться не в силах...


Не вспыхнуть ей было невмочь,
Но мрак она только тревожит:
Так бабочка газа всю ночь
Дрожит, а сорваться не может...»


*
Строго говоря, Анненская Бабочка Газа – это и есть моя Бабочка Мысли.
И… - его. Что следует из контекста.


Образ сам по себе интересный и объёмный. Я представлял этот светящийся объект над соплом газового рожка. Светящаяся плазма. Сколько она могла жить? – Да пока не кончится газ. Может – несколько секунд. Может – вечность. В этом мире всё зыбко и всё относительно. Одного она не может – улететь, оторваться. Не может дать и яркого света.
Или наоборот – ка-ак дать! Но вспышка эта будет весьма кратковременна. И разрушительна.


Интересно, что делал Иннокентий, когда писал стих?
Задумчиво медитировал при зыбком свете газового рожка? Курил?
Или – стих написан позже, при другом освещении…


Так и свою мысль я иногда ощущаю бабочкой. И – паутина рутины, попав в которую – уже никуда не полетишь. Объёкт, вроде, более свободный, но и более зависимый…
И чем больше бабочка, чем ажурнее и красивее у неё крылья, тем выше риск запутаться в паутине.


*
Идея «ремикшировать» бабочку Мысли одолевала меня давно; даже возникали варианты строчек и строф.
А тут и повод случился: 300 стихов на Стихире.
Своего рода – юбилей. Личного значения. С чем себя и поздравляю!!!
- Спасибо!
*
Бабочка – гусеница – бабочка…
Начинается Новый Цикл.
Кстати, об этой полезной метаморфозе:
- Попав в паутину, бабочка может окуклиться. И – уползти!
В виде гусеницы.
Чтобы, уничтожив несколько листиков и цветочков, возродиться во всей красе…
До новой паутины…
*
Хм… «Гусеница Мысли».
.


*
Да, и про «Принципиальный премикс №1.».
Вообще-то, я назвал ремикс.
Но этот «нестандартный» сюжетный ход мне подсказал стандартный текстовый редактор, в котором слова ремикс нет. Зато есть премикс. Умная скотина…


*


Вот такая она, Бабочка Мысли



22 июня – 2 июля 2009 г.
Ковригин Д.Э.


Да, выложил всё это на Стихире.
А через некоторое время ещё и анонс «премикса» дам!
Посмотрим, что из ентого выйдет…
Спасибо Читателям – баллов у меня предостаточно.
Ваш ДК.




Другие статьи в литературном дневнике: