Творчество и его Оценка.Как уже говорилось, людей следует мысленно поделить на ТВОРЦОВ и ПОТРЕБИТЕЛЕЙ - и относиться к их оценкам по-разному. От ПОТРЕБИТЕЛЯ важны оценки «нравится / не нравится» с минимумом конкретики, разве что с указанием тех произведений, которые нравятся лично ему. Собирая такие мнения, вы начнёте замечать закономерности во вкусах людей и соизмерять свой творческий взгляд со вкусами «целевой группы». Многие думают, кстати, что оценка от потребителя — фигня. Что на неё надо отвечать: «а ты сам попробуй!!!». Ответ неправильный. Потребитель не умеет делать, однако потреблять он вполне себе умеет. И поэтому может вполне хорошо оценить потребительскую ценность продукта, не вдаваясь в тонкости его изготовления. Напротив, оценки ТВОРЦОВ вида «нравится / не нравится» имеют гораздо меньшую значимость: творец в любом случае меряет по себе - и выносит вердикт во многом на основании сходства вашего творчества со своим. Кроме того, творцом может двигать ревность, что гораздо реже встречается у потребителей. Впрочем, и те и другие могут просто вас не любить. С советами действует обратная закономерность: СОВЕТ ПОТРЕБИТЕЛЯ МАЛОЗНАЧИМ. Он вряд ли даст вам полезную рекомендацию, «как делать», поскольку сам этого делать не умеет. Как максимум, он может вам сказать, как с его точки зрения должно было бы получиться в результате. То есть, рассмотреть-то совет можно, но не имеет смысла считать его чем-то особо значимым. ТВОРЦЫ же в плане ценности советов делятся на две категории. Первая — те, кто творит так, как хотели бы творить вы. Вот к советам от этой группы следует очень внимательно прислушиваться. Следование таким советам с большой вероятностью приведёт вас к желаемому результату. Вторая группа — которые творят, но не так. Совет с их стороны значим только тогда, когда касается некоторого чисто технического нюанса. Ну, вроде рекомендации посчитать ударные и безударные слоги в стихотворной строке. В остальном же совет вполне может быть прямо противоположным нужному вам. Если брать те же стихи, то советчик, например, может считать рифмами только точные рифмы («палка — скалка»), тогда как вас манят, наоборот, неточные уровня «на грани» («палка — на кол»). Понятно, что гневная отповедь означенного творца по поводу ваших рифм нифига вам не поможет. Хотя всё равно к таким советам следует прислушиваться ощутимо внимательнее, нежели к советам потребителей. В обоих случаях, — как и с учителями, — следует первым делом ознакомиться с сотворённым советчиками-творцами. И сначала выяснить, нравится ли вам ими творимое и есть ли оно у них вообще, а потом уже анализировать советы. В самом начале обучения, впрочем, ценной является любая последовательность советов от специалиста, не взирая, насколько вам близко его собственное творчество. На этапе же окончательного вашего становления вы обретёте способность извлекать ценное даже из советов тех людей, чьё творчество противоположно вашему. Автор: lex_kravetski © Copyright: Евгений Бахтин, 2012.
Другие статьи в литературном дневнике:
|