Как работает вдохновение...Положим, вы решаете задачу. У вас есть условие и вопрос. Вам надо найти ответ. В процессе нахождения ответа вы совершаете десяток описанных в учебнике формальных операций. Неожиданно они таки дают верный результат. Вы не останавливаетесь на достигнутом и решаете вторую задачу того же типа. Условие — вопрос — десять формальных операций — ответ. Третью, десятую, сотую. На сто первый раз вы начинаете замечать, что ответ вы довольно хорошо угадываете и без десятка означенных операций. Не прямо совсем точно, но приблизительно так — да, угадываете. На тысячный раз вы используете формальные операции просто для обоснования ответа — сам ответ вам уже очевиден. После этого вы замечаете, что в состоянии угадать ответ даже не полностью аналогичной задачи, а просто близкой. Зарешав миллион разных задач, вы угадываете ответ в любой. Ну или быстро догадываетесь, как его найти. Уже безо всяких учебников. Наконец, вы чувствуете в себе невиданную силу и начинаете решать задачи, ответов на которые никто не знает. Как так вышло? Вышло так: вот эти вот формальные действия над условием задачи по сути задают над ними некоторую функцию, значением которой для данных конкретных условий является ответ данной конкретной задачи. Однако функцию вполне возможно довольно существенно переформулировать — например, выразив её в виде некоторого формального ряда (Тэйлора, Фурье и тому подобное). Этот ряд настолько формален, что подходит не только для данной функции, но и для всех функций вообще (ну там, могут быть некие ограничивающие условия типа периодичности функции, но множество функции, тем не менее, мощнее одной только вашей). Таким образом, решив н-ное количество задач, вы научились интуитивно подбирать коэффициенты для этих общих функций. Что позволяет вам угадывать ответ, минуя формальный путь к нему. Таковое — глубинная суть устройства мозга. Мозг тем и занимается, что обращает накопленный опыт в подобного рода коэффициенты. Правда, человек этих коэффициентов не ощущает, он только лишь пользуется результатом подобных обобщений. Для тренировки (подбора коэффициентов) требуется формальный анализ. Но по мере набора опыта он нужен всё меньше и меньше — только на всякий случай, для проверки или уточнения. Вместо анализа вы начинаете сразу «видеть» ответ. Однако чтобы его видеть, означенный анализ на стадии тренировки необходим. И в дальнейшем он тоже необходим — для освоения всё более высоких ступеней. Низшие же ступени после длительных тренировок как бы угадываются. Становятся тем, что мы и называем «интуитивное». Так вот, чтобы заполучить себе такую интуицию, надо долго и упорно мерять гармонию алгеброй. Только после этого алгебра станет уже не особо важна, поскольку и ещё не натренированное тоже начнёт «приходить само». Но и тут расслабляться нельзя — без «алгебры гармонии» мозг, зараза, обратно растренировывается. Тем не менее, описанные выше озарения настолько приятны и чудесны, что сами по себе уже являются достойной наградой за труды. Выглядит оно очень интересно: строки, например, стиха возникают в голове как бы из ниоткуда. Процесс осмысления идёт уже задним числом. А передним числом с бешенной скоростью вращаются варианты. Временами находит ступор и кажется, что вариантов больше нет. Тут ты напрягаешь что-то, что не выразить словами - и оказывается, есть ещё варианты. Наконец, вдруг откуда ни возьмись прямо в голове появляется готовая строка. Очень вдохновляет: не даром оно — вдохновение... Автор: lex_kravetski © Copyright: Евгений Бахтин, 2012.
Другие статьи в литературном дневнике:
|