Я смутно понимаю технические вопросы стихосложения, да и не стараюсь особо вникать. Главное, по моему разумению, - чувство, и это чувство порой находит для себя необычные формы, но, при этом, сохраняет живость. А можно очень "математически" верно написать строчки, но стихами их не назовёшь. Я знаю, на сайте много сторонников "математической модели" стиха - я не из их среды.
Чувство диктует (выбирает) форму - вот это мне нравится.
Интересно бы проследить за тем, как влияет прочтение стихотворений другого автора на твоё внутреннее состояние. Ведь если в строчках заключено чувство, это не может не изменить твой внутренний мир. Ты почувствовал боль утраты, тоску, радость… виновником практически являются прочитанные тобой буковки? Нет, нечто большее! Как же удаётся чувству присутствовать в тексте? Понемногу читаю книгу «Метафизика слова и имени» Димитрия Лескина. Теперь на мою беду придётся обратиться к первоисточникам, на которые автор постоянно ссылается. Это славянофилы А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков… Почему?
«Слово, как прозрачное тело духа, должно соответствовать всем его движениям. Потому оно беспрестанно должно менять свою окраску, сообразно беспрестанно изменяющемуся сцеплению и разрешению мыслей. В его переливчатом смысле должно трепетать и отзываться каждое дыхание ума. Оно должно дышать свободой внутренней жизни…»
Для меня это звучит, как глубокие по содержанию стихи – это Киреевский, 19 век. И появилось желание прочитать автора. Обязательно при очередном походе в книжный магазин куплю. Мечтатель… взглянул на книжные полки, там так много ещё не прочитанного, но всё равно куплю, интересный автор. Люблю читать печатные книги. Мне интересны рассуждения славянофилов о природе слова. Они относились к языку как к дару Божиему, усвоенному и развитому народом и составляющему с ним единое целое.
1. Слово есть «покорное орудие мысли», принимающее и отражающее в себе все его оттенки.
2. Слово само оказывает сильное воздействие на развитие мысли. Язык есть результат исторического развития быта и уклада народной жизни, он изменяется сообразно происходящим в них переменам, постоянно облекается в общепринятые и понятные формы. «Волнение жизни беспрестанно изменяет образ слова». – Это из Хомякова.
Думаю, не мне одному это интересно, поэтому и написал эти строки.
Когда в строчках живёт чувство - это поэзия, даже если речь идёт о какой-то научной проблеме. А вот когда сливаются воедино чувство, ритмика, размер - это Дар Божий. А если приоритет у технической стороны стиха? Не знаю, как это явление и назвать, я обозвал "математической моделью". Там ведь ещё одно свойство присутствует, я как-то не упомянул об этом.
Когда я начинал писать стихи, внутри теснились чувства, которые требовали быть воплощёнными, никто не говорил «как», я просто выплёскивал всё на бумагу. Постепенно приходило понимание «как», но всегда главнее было «зачем». Попытка передать своё внутреннее состояние другому человеку через написанные тобою строки – это являлось и является важнейшим для меня. И, по-моему, это же является наиважнейшей составляющей поэзии.
Я вот к чему это говорю: когда начинающему поэту без конца твердят про размер строки, его ориентиры смещаются. Он перестаёт рассматривать «внутренность», содержание-состояние своей души, а более направлен на то, как бы это поместить в определённую упаковку. Я не противник красоты строк, но поэт сродни ребёнку. Тому тоже хочется всё и сразу – так бывает, если ты ГЕНИЙ. Дайте зреть плоду спокойно, согласно законам развития. Пусть всякий выразит своё, как сумеет. Бог даст, придёт и совершенство.
До встречи.
Владимир
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.