Обнаженная душа

Дарья Мессинёва: литературный дневник

Прошло время, и я перестала писать стихи. И стала думать: а зачем это все, зачем все эти личные переживания вывешены в интернете? Не лучше ли их удалить, а листки с напечатанными стихотворениями убрать в стол? Оставить все для личного пользования, для воспоминаний.


А теперь, читая стихи других авторов, думаю – нет… Иногда чувства должны оформляться в красивые слова, сказанные другими. И это так украшает жизнь!

По молодости мечтаешь о славе. И это в корне неверно. Ты думаешь о том, чтобы оценили твой талант, чтобы люди поняли, какая ты уникальная, замечательная. А вот в зрелости думаешь уже о другом – о том, как это удивительно, когда твои слова созвучны тому, что чувствуют другие люди. И наоборот – когда находишь стихи, созвучные твоей душе. Когда возникает резонанс, и слова от одного сердца достигают другого… Разве это не награда, когда находишь в интернете цитаты собственных стихов? Пусть немного (а в количестве ли дело?), и стихи цитируются лучшие. Значит, не зря все это было.


В стол писать не стоит. Творчество всегда просится наружу. Но и содержание твоей души становится доступным другим, самым разным людям.


Ты повесил мишени на грудь,
Стоит лишь тетиву натянуть;
Ты ходячая цель,
Ты уверен, что верен твой путь.


Борис Гребенщиков


За витражами стекла,
На обозрение всем
Я выдаю напрокат
Части души все!


Юлия Андрейко


Получается, что ты делишься самым сокровенным, личным. И ты делаешь его совершенно публичным. Есть ли здесь момент нескромности? Вот не знаю. Личность твоя все равно проявится в твоих стихах. Вопрос в том, какая она? Все оценивает внутренний цензор – и качество стиха, и его нравственное содержание.


Все это нравственные категории, а сейчас безнравственность зашкаливает. Конечно, проявляется это и в поэзии. Есть смысл в такой открытости? Только разрушение. А грани очень тонки. Поэзия – искусство, которое должно облагораживать и очищать душу, а на деле может только тянуть человека вниз.


Незнакомым людям нам бывает проще открыться, чем тем, с кем мы близко общаемся. Потому что стихи будут несколько отделены от реального человека и его настоящей жизни. Прочтут, забудут (или, наоборот, запомнят), пойдут дальше…


Здесь – свобода. Здесь, в стихах, ты можешь быть самим собой. В общении с людьми мы скованы условностями, здесь – нет. Здесь – прозрения, ты можешь что-то чувствовать о своей будущей жизни. Здесь говорят правду. «В поэзии нельзя солгать, но можно согрешить» - я так писала и чувствовала когда-то.


И какие же высокие требования к душе поэта: не греши, и тогда поэзия твоя будет чиста. Чтобы не было стыдно открывать свою душу, чтобы не было о чем жалеть потом…


Свобода – ты пишешь о том, что ты чувствуешь. Открытость – отдаешь это другим людям, не заботясь о последствиях (кому-то могут не понравиться твои стихи и твоя личность). Внутренний цензор («Ты сам свой высший суд» - А.С. Пушкин) – ты должен думать о том, что твои стихи принесут в мир и должен отсеить ненужное, неполезное.


Если бы это было так… Если бы люди жили высокими идеалами, стремились бы к духовному, боролись бы со злом… Насколько прекраснее был бы мир! Но обыденное зло поражает людей, они сворачивают на плохие дороги, тянут за собой других… И ты стоишь среди этого зла и думаешь, что этой лавине противостоять просто невозможно…



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 22.06.2019. Обнаженная душа