Размышления о модерне.

Сергей Ляпунов: литературный дневник

Модерн - это поиск новых границ классики, а не её отрицание.
Пропорции жизни вмещают модерн навряд ли более, чем на десять процентов.
Время его прорастания умещается в сроки жизни мэтров, которые редко доживают и тем более почивают на лаврах.
Модерн, как поиск, явление непрерывное и некая его часть, отражающая время, входит в пространство классики и становится неотъемлемой частью восприятия мира.
Традиции и новое, классика и модерн, фундамент, как основа для поиска и последующего роста, свойственны всем разделам человеческой жизни.
Наша жизнь являет нам огромное количество примеров осознанного отрицания единства классики и модерна и эта наша беда: "весь мир насилия мы разрушим до основания, а затем...".
Что бывает в процессе разрушения и затем? Только беда и пустошь.
В этом смысле очень люблю Италию. Шестьдесят процентов культурного наследия человечества сосредоточено на столь малой площади. Удивительные люди. Умеют они и хранить, и созидать одновременно.
Однако не будем увлекаться и отвлекаться от главной линии: Человек и социум. Человек и мир. Мир гения - завтрашний мир человечества.
Сумма накопленных знаний составляет традиции социума, общие для всего социума.
Внутри социума существует известная градация социальных групп, существуют свои групповые традиции.
С помощью групповых традиций группа обеспечивает своё воспроизведение и устойчивость в социуме.
Общие традиции социума связывают группы в единое целое.
То есть, традиции групп не противоречат традициям социума.
Это критерии хорошего и плохого, допустимого и недопустимого, благородного и низкого, навыки способа принятия решения, взаимодействия членов социума и групп.
Они усваиваются индивидом сознательно и бессознательно, как родной язык, который мы в школе изучаем уже умея на нем говорить. В родном социуме нам легко и приятно, надёжно и спокойно.
Вне социума, где все иначе, мы испытываем постоянный дискомфорт и страх.
Дискомфорт мы испытываем и внутри социума, попав в иную социальную группу.
Потеря социума ведет либо к подчинению новому социуму, либо к постоянному конфликту с ним и к формированию маргинального (несоционализируемого) слоя в социуме или в группе.
Маргинальность - понятие введенное американскими социологами в двадцатых годах прошлого века для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.
Но, судя по всему, маргинальность является спутницей любого творческого процесса, связанного с выходом за рамки привычного. Ведь творец рожает, как и положено, в одиночестве и, как правило, в непонимании.
Маргинальное напряжение сопровождает нас в краю неизведанного, неосознанного, не принятого.
Надо обладать силой духа, масштабом ума, озаренностью и верой, что в сумме порождает самоотреченность личности для служения идее.
Выдержать это под силу избранным.
Это масштаб гениев, титанов, героев.
Судьба оставшихся зависит от соотношения их достоинств и недостатков, что позволяет им либо стать мастерами своего цеха, либо стать маргиналами, проклинающими и злословящими все и вся.
Человечество осторожно и осмотрительно в вопросе "Куда вступить?".
"Все мне позволительно, но не все полезно."
И не все новое становится классикой.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 11.11.2012. Размышления о модерне.