Семь базовых сюжетов

Совесть Молчаливая: литературный дневник

Классических - семь. По другим источникам - двадцать. В итоге, все прочие сюжеты строятся путем комбинирования классических сюжетов и незначительного варьирования.


В попытке как-то осмыслить все сюжеты, написанные человечеством, журналист и писатель Кристофер Букер написал книгу «Семь базовых сюжетов: почему мы рассказываем истории». Там он выделил основные «блуждающие» сюжеты: настолько фундаментальные, что все произведения на свете можно отнести к этим сюжетам. Они архетипичны, обращаются к нашей природе, к психологии.
Если люди раз за разом повторяют один и тот же сюжет, значит он нам нужен: например, через него мы познаем мир вокруг нас и себя.
Победа над монстром (Overcoming the Monster)
Первый базовый сюжет: герой узнает, что великое зло скоро нападет на его землю, поэтому он собирается в путь и в конце концов спасает всех от опасности. Этот сюжет несколько напоминает мономиф и делится на несколько стадий.
1) Предчувствие и вызов. Мы узнаем о том, что существует монстр и на какие поступки он способен. Это чудовище — чистое зло, оно отражает темную сторону человечества. Обычно и выглядит оно соответствующе: страшное, мерзкое, уродливое, не похожее ни на человека, ни на обычное животное. Этот монстр выполняет одну из трех функций: либо беспощадно убивает всех и вся, либо защищает какое-нибудь «сокровище», либо преследуют тех, кто украл это самое «сокровище».
2) Мечта. Герой размышляет о том, как он справится с чудовищем. Тем временем, чудовище находится на безопасном расстоянии.
3) Разочарование. Герой наконец-то встречается с монстром, проигрывает ему первую схватку и разочаровывается в своих силах.
4) Кошмар. Финальная битва, все обстоятельства против героя, но из последних сил он побеждает.
5) Смерть монстра. Монстр погиб, все захваченные им люди освобождены, героя вносят на руках в родную спасенную деревню. В качестве награды ему достается сокровище, королевство или принцесса.
6) Все живут долго и счастливо.
Структура, типичная для древней легенды, былины или сказки. По этой же структуре работает легенда о Персее, легенда о Тесее, Беовульф, Терминатор, Бондиана, Монстр (аниме 2004 года), Гарри Поттер, основной квест Скайрима, Dragon Age Origins, а также все фильмы и игры жанра слешер и все, где встречается какой-нибудь «злодей недели».
Из грязи в князи (Rags to Riches)
Второй базовый сюжет: вопреки всем жизненным обстоятельствам и своей тяжелой судьбе, герой или героиня приходит к успеху, все живут долго и счастливо. Разберем отдельные этапы этого пути из грязи в князи. В таких сюжетах чаще всего встречаются героини, а не герои.
1) Убожество и вызов. Нам показывают детство или юность нашей героини: она растет в нищете и несчастье, отрицательные персонажи делают все, что её жизнь была еще более убогой. Но тут все меняется — героиня покидает дом и отправляется во внешний мир.
2) Внешний мир и первые успехи. Она знакомится с внешним миром, понимает, что все не так плохо, как ей казалось дома. Обретает первые зачатки уверенности в себе, знакомится с «принцем», дает отпор недоброжелателям, однако для больших свершений у нее пока не хватает опыта.
3) Кризис. Внезапно наступает черная полоса: недоброжелатели и завистники отнимают у героини все, что ей дорого, разлучают или ссорят с «принцем». Героиня в отчаянии, наступает самый эмоционально тяжелый момент истории.
4) Независимость и финальное испытание. Из последних сил героиня преодолевает трудности, используя свой опыт и силу воли. В этой борьбе с обстоятельствами она становится еще сильнее, еще опытнее, и наконец вступает в «схватку» со злом, которое мешает ей достичь цели.
5) Встреча, счастье и завершение истории. Героиня достигла своей цели, выбралась из грязи в князи, в награду за страдания получила сокровище, принца и полцарства в придачу.
По такой схеме работают огромное количество сказок и мультфильмов производства Disney. Отдельно отметим Алладина, Золушку, Гарри Поттера (параллельно с предыдущим сюжетом), легенду про короля Артура, Джейн Эйр и, конечно же, сказку про гадкого утенка.
Квест (The Quest)
Третий базовый сюжет: герой покидает дом и отправляется на поиски чего-нибудь. Герой отправляется либо в гордом одиночестве, либо в компании. Букер, автор 7 базовых сюжетов, определил такие типы компаньонов:
— верный друг героя
— его союзник с полностью противоположным характером
— куча безликих и безымянных помощников, главная задача которых — красиво погибнуть ради нашего героя
— компания героев, где у каждого есть своя отдельная роль.
Теперь перейдем к этапам приключения, построенного по такому шаблону.
1) Вызов. Герой больше не может находиться в рамках своей привычной жизни, появляется острая потребность отправиться за макгафином.
2) Путешествие. Герой и компания отправляются в путешествие по каким-нибудь неведомым землям. Компания сражается с монстрами (несколько раз в миниатюре повторяется сюжет «победа над монстром»), противостоит соблазнам, борются с искушениями, принимают решения, открывают для себя новые горизонты.
3) Прибытие и отчаяние. Преодолев все преграды, наши герои добираются до места назначения. Оказавшись в шаге от своей цели, они сталкиваются с новым препятствием и понимают, что здесь все не просто.
4) Финальное испытание. Несмотря ни на что, герой и его команда преодолевают последнее препятствие. Это самый эмоционально напряженный момент.
5) Цель. Герой получает то, за чем отправился, все живут долго и счастливо.
По такой схеме построены Одиссея, Индиана Джонс, игра про Зельду, Волшебник изумрудного города и бесчисленное множество историй про приключения. Если воспринимать информацию как цель, к которой стремится герой, то сюда можно отнести и все детективы.
Туда и обратно (Voyage and Return)
Четвертый базовый сюжет: наш героя попадает в другой, очень странный мир, исследует его, побеждает противников, преодолевает препятствия, закаляется, набирается опыта. После этого герой возвращается в обычный мир, став улучшенной версией самого себя. В мире, в который попадает наш герой, работает не логика и здравый смысл, а интуиция. Никаким известным герою законам этот мир не подчиняется. Сначала все довольно радужно, но чем дальше наш герой исследует этот странный мир, тем страшнее он становится. Весь этот сюжет похож на сон, и чаще всех остальных используется в детских сказках.
1) Предчувствие и падение. Герой живет своей обычной жизнью и внезапно теряет связь с реальностью. По разным причинам: в силу детского возраста и богатой фантазии, в силу удара головой или каких-нибудь веществ. Герой теряет сознание и приходит в себя в другом мире.
2) Восхищение. Герой будто попадает в прекрасный сон. Новый мир, в который он попал, такой удивительный и незнакомый, надо срочно начать его изучать. Несмотря на все восхищение, наш герой понимает, что это место не станет ему новым домом.
3) Разочарование. Тучи сгущаются, на пути героя появляются испытания и антагонисты, легкое и приятное путешествие превращается в трудное и опасное. Темная сторона этого мира начинает проявлять себя.
4) Ночной кошмар. Темная сторона этого мира показывает себя во всей красе, герой в ужасе готовится к собственной гибели.
5) Побег и возвращение. Герою удается сбежать в обычный мир («проснуться»). Он спрашивает себя: «Это приключение на самом деле изменило меня, или это был всего лишь сон?».
По такому шаблону построены Алиса в стране чудес, В поисках Немо, Волшебник страны Оз (в сочетании с Квестом), Унесенные ветром, Хроники Нарнии, Робинзон Крузо, Дьявол носит Прада, фильм Нолана Начало, а еще игра Portal и фильм Лабиринт с Боуи в главной роли.
Комедия (Comedy)
Пятый базовый сюжет. Комедия по Букеру совершенно не обязана быть смешным произведением. Он определил комедию как хитросплетение отношений множества разных героев, которые никак не могут договориться. В таких произведениях встречаются сплетни, недомолвки, интриги, случайные встречи, невезение, совпадения и любовные двенадцатиугольники. Обычно конфликт добра и зла есть, но добро побеждает, а зло раскаивается. Такой сюжет делится на три этапа.
1) Предчувствие. Мы знакомимся с персонажами, общее настроение их мира — неопределенность и замешательство. Появляются первые предпосылки конфликта.
2) Напряжение. Конфликт нарастает, героям нужно разобраться в своих отношениях, наступает самый драматичный момент, все ругаются со всеми.
3) Разрешение конфликта. Все волшебным образом мирятся, все разногласия позади, самый злодейский персонаж перед всеми извинился, все живут долго и счастливо.
В такую схему укладываются Женитьба Фигаро, пьесы Мольера, Сон в летнюю ночь Шекспира, Как важно быть серьезным Уайльда, произведения Джейн Остин, Дневник Бриджит Джонс, Четыре свадьбы и одни похороны, а также большинство фильмов жанра романтическая комедия.
Трагедия (Tragedy)
Шестой базовый сюжет, обратный комедии. Слабости, недостатки или ошибки нашего в целом положительного героя приводят его к трагическому концу. Основная суть такого сюжета — несправедливость и сочувствия зрителя к герою. Иногда трагедия открывает обратную сторону «Победы над монстром». Главный персонаж такой трагедии — тот самый монстр, который по ходу сюжета все больше скатывается в зло, а в конце приходит герой и побеждает его.
1) Предчувствие. Герой стремится к своей мечте, но понимает, что что-то может пойти не так.
2) Мечта. Герой делает несколько решительных шагов к цели — ничего ему не мешает, обстоятельства складываются очень удачно. Он уверен, что его ничего не может остановить.
3) Разочарование. Герой начинает сталкиваться с трудностями, ошибаться, разочаровываться в себе и своей мечте. Он решает не сдаваться и двигать к цели, хотя она и недостижима.
4) Ночной кошмар. Наивысшая точка разочарования героя, отчаяние, поражение.
5) Разрушение. Мечта навсегда ускользнула от героя, он раздавлен, либо умирает, либо безрадостно доживает остаток своих дней.
По этой трагичной схеме построены миф об Икаре, легенда о Фаусте, Доктор Джекилл и Мистер Хайд, Гамлет, Ромео и Джульетта, Дон Жуан, Суини Тодд, Моби Дик и такие фильмы, как Лицо со шрамом, Славные парни, Гражданин Кейн и Престиж.
Воскресение/перерождение (Rebirth)
Возрождение — это оптимистичный вариант трагедии. Главный персонаж трагедии — злодей, который по ходу сюжета все больше скатывается в зло. Герой сюжета про возрождение также скатывается, но в самый последний момент ему удается оттолкнуть от дна. Обычно помогает ему персонаж-спаситель: он показывает нашему герою, что в нем осталось что-то хорошее, дает надежду на позитивные изменения. Этапы такого сюжета:
1) Молодой герой попадает на темную сторону: по своей воле или по воле обстоятельств. Другой вариант: он попадает во власть злых чар.
2) Некоторое время все идет нормально: еще есть шанс вернуться в нормальную жизнь.
3) Ситуация становится все хуже и хуже, наступает момент, после которого все меняется окончательно.
4) После этого изменения проходит много времени, герой меняется. Он уже не похож на себя прежнего, зло/злые чары в нем полностью победили. Надежды нет.
5) Происходит чудесное спасение: приходит кто-то, кто развеет злые чары или поможет герою осознать ужас своего положения. Герой особождается, его жизнь становится лучше, чем была до начала истории. Сам он становится лучшей версией себя.
В качестве волшебных примеров можно привести Спящую красавицу, Белоснежку, Красавицу и Чудовище, Снежную королеву и еще несколько похожих сюжетов. Есть примеры и без волшебства: Список Шиндлера, например. В таких произведениях часто поднимается тема раскаяния, пробуждения, начала новой жизни, искупления. Кстати, одноименный фильм Искупление тоже сюда относится.


Семь базовых сюжетов: итоги (Seven Basic Plots)
Еще несколько слов о семи сюжетах.
1) В сложных произведениях с большим количеством героев и сюжетных линий можно встретить несколько базовых сюжетов. Одна группа героев “побеждает монстра”, другая выполняет “квест”, третья отправляется в путешествие “туда и обратно”. Такой набор базовых сюжетов есть в Хоббите. Во Властелине колец вообще вмешались все базовые сюжеты, кроме комедии.
2) Писатель не обладает полной свободой действий: количество сюжетных ходов и типажей персонажей ограничено рамками семи базовых сюжетов.
3) Современные произведения часто сюжетно повторяют мифы, легенды, ранние предания и фольклор. Зачем люди пишут новые произведения? Чтобы рассказать базовые сюжеты на новом технологическом уровне, “перевести” уже знакомые ситуации на язык современности. На примере сюжета про апокалипсис: раньше люди слушали истории про библейский потоп, сейчас смотрят фильмы-катастрофы и играют в Fallout.
4) Количество базовых сюжетов отличается от одного исследователя к другому. Кэмпбелл выделял один базовый сюжет — мономиф, Борхес — 4, Букер — 7 (о его классификации мы сейчас и говорим), Пропп — 31, Польти — 36.
5) Иногда писатели осознанно берут иностранные сюжеты, чтобы рассказать их на своем языке, переложить на реалии своей страны.
6) Неудивительно, что общие для всего человечества истории вообще существуют. Все блуждающие сюжеты так или иначе связаны с осмыслением природы. Люди придумывали сказки про драконов, обнаруживая останки динозавров. Сюжеты о возрождении и смерти Бога связаны с наблюдением за закатом: каждый вечер солнце “умирает” и “возрождается” утром. Так этот процесс осмыслили древние люди.


Источник:
https://medium.com/@nicha3381/---b505bb5d3789



Другие статьи в литературном дневнике: