Несостоявшаяся рецензия

Владимир Сачков: литературный дневник

Кое-кто знает, что я не вру и, что это действительно, рецензия, которую я написал Евтушенко на стихотворение "Потеряла Россия в России Россию" в день его ухода... я подумал, что это будет неэтично написать на его странице в день его ухода. Поэтому я не дописал рецензию, вырезал текст и вставил его в свой дневник. Вот эта рецензия:


Беззубые стихи. Слабые, беспомощные. От таких "укусов" и боли не остаётся, не то что следа.


"Ты нас лучше прости,
пожалей."


вот и весь вызов поэта, вот и весь его протест, вот и вся его сила, вот и вся его правда.


Сегодня, может, и не подходящий день, день его ухода... но, а когда же спросить?
Почему, если ты так любил Россию, то сам жил в штатиках? Почему?
Почему ты пожелал быть похороненным при этом в России? Тебя не пускали в страну? Ты разве был не въездным? Да и не просто похороненным желал быть в России, а ещё рядом с Пастернаком? Ты сам себе назначил цену в культурном наследии страны? Ты сам себя приравнял к Пастернаку? А остановить случайного прохожего на улице и спросить: процитируйте хотя бы одну строчку из Евтушенко. Сможет случайный прохожий? А спроси того же прохожего - известна ли тебе настоящая фамилия Евтушенко? Знает ли тот прохожий?


В принципе... Россия - страна большая, места только на кладбище не хватает.


Евтушенко здесь говорит "мы", говорит "нас", говорит "нам", а самого в России нет. "Мы, мы, мы..."... настоящие русские поэты живут в России. Не живут в России только те поэты, которых в Россию не пускают. И те, кто сам не хочет жить в России. Также я полагаю, что, если ты диссидент или считаешь себя таковым, то оставайся им до конца, будь принципиален, выражай во всеуслышание чёткую свою позицию. И вот странно мне... ну не нравилось тебе жить в России - это твоё право, можешь и не жить в России. Можешь и умереть не в России. Но зачем тебе быть похороненным в России? Это вот в этом выражается весь твой патриотизм? Впрочем, кому понравится, когда патриотом быть заставляют прямым или иным образом, а не сам ты желаешь быть патриотом? А может, и нет ничего патриотического в том, что кто-то желает уйти оттуда, откуда пришёл. И тогда совсем не в патриотизме вопрос. Мне вполне понятно желание любого человека жить в Америке. Это не просто страна величайших возможностей и мировой культуры, это ещё и место, где легче прокормиться. А вот представьте такое - всю жизнь прожить в России и умереть в России, а завещать похоронить своё тело в Америке. Вот это был бы замечательный поступок! В смысле - "заметный". А не от второго значения - "хороший". Но вот какая штука... миллионы русских рождаются и умирают в России, похоронены в России же и никто из них не считал при жизни такую судьбу какой-то выдающейся.


А может это я не прав? Может, это нормально вот так - считать себя русским, при этом жить, не плохо устроившись в Америке? Зачем тогда тебе Россия? Только для того, чтоб быть захороненным в ней? Был бы ты гражданином Мира - тебе было всё равно где быть похороненным и где умереть. Но разве ты гражданин Мира?


А может ты всю свою жизнь боролся с властью, может ты был знаменем борьбы за свободу, может ты жизнью и свободой рисковал, пиша крамольные стихи? Разве?


Есть такие... культурные деятели... для которых Переделкино - это символ принадлежности к писательской элите России - не более того. Это знаковое слово, по которому тебя ассоциируют с элитой русско-советской литературы. А что, собственно, они оставили в сердце человека, эти твои стихи? Я даже не говорю - русского, вобще - человека? Более, чем странно, когда поэт сам решает кто он такой для своих читателей, для людей, а не люди решают кто такой этот поэт для них. И разве это не показатель серьёзного отношения к собственному величию - "жить на чужбине" и завещать похоронить себя "на Родине".


Вспоминаются по данному случаю слова Карлоса Кастанеды: "Ты уже осознал тщетность борьбы за власть над своими ближними, нелепость чувства собственной важности и всё остальное...". И эти слова сказаны уж точно не о Евгении Евтушенко (настоящая фамилия - Гангнус).


Почему я вот такое пишу сегодня? Не потому что я не люблю самого Евтушенко, я не люблю того, что он написал, хотя, и любить его мне лично - не за что. И это он виноват, а не я, что я не знаю наизусть хотя бы несколько его стихов. Высоцкого я знаю наизусть, можно сказать, всего, знаю много песен и стихов Юрия Визбора, Александра Галича и людей этих я искренне люблю и бесконечно уважаю и их самих и их культурное наследие.


Мне вот интересно, почему никто из них не связывал свою смерть с Переделкино? Мне интересно, почему о себе любимом ими было сказано минимально? Почему тот же Галич, будучи, кстати, настоящим диссидентом, не завещал похоронить себя рядом с Пастернаком, хотя страдал и можно сказать, нищенствовал "за бугром", по-настоящему страдал, а не делал вид, что страдает.


Я ещё такую закономерность приметил - настоящие поэты и художники уходят в большинстве своём в високосные года - это знак Божий. Так Господь показывает, что это ИМ избранный человек. Просто вспомните сколько настоящих знаменитостей ушло в прошедшем 2016 високосном году. Я не стану здесь перечислять этот длинный и скорбный список. А 2017 год - не високосный год. И первое апреля - не зря ведь, подумайте какой это день. И в этот день уйти...


Как будто кто-то "сверху" хотел сказать: не верьте ему.


Прости меня, Господи.




Другие статьи в литературном дневнике:

  • 01.04.2017. Несостоявшаяся рецензия