Страна Чудес Алисы Сафроновой

Димитрий Кузнецов: литературный дневник

Среди многочисленных арт–проектов, концертов, встреч с интересными людьми, кинопоказов и прочих ярких мероприятий, проходящих в стенах калужского Инновационного культурного центра практически ежедневно, выставки работ современных художников занимают особое место. Авторский взгляд творческого человека – музыканта, литератора, режиссёра, живописца – всегда несёт в себе некое новаторство. «Я вижу мир другими глазами!» – говорил Остап Бендер, выдавая себя за мастера авангардной живописи. В заносчивой фразе Великого комбинатора есть своя правда. Художник (если он действительно художник) смотрит на окружающее именно другими глазами.


«Колыбельная для Синего Быка» – это название выставки молодой московской художницы Алисы Сафроновой, и в то же время – название одной из её картин, ставшей как бы внутренним центром представленного калужанам собрания работ. «Это выставка–калейдоскоп, выставка–загадка. Это зыбкое и ускользающее пространство, где живет память о шагах между сном и явью. Здесь ландшафты дышат поэзией, а восторги оставляют свои отпечатки на холстах. Цвет играет со светом в прятки, пробуждая наши детские мысли и грёзы. Здесь нет ничего невозможного. И далёкое "му–у" протяжно звучит». Такую поэтическую аннотацию можно было прочитать возле афиши при входе в выставочный зал. Это интриговало, настраивало на встречу с чем-то необычным, выходящим за рамки повседневности. Так и произошло.


Когда холодным февральским вечером я пришёл в ИКЦ, ещё не зная, что за картины мне придётся увидеть и не имея представления о художнице Алисе Сафроновой, то предполагал встретиться с работами авангардно-абстрактного плана. Ну, там – бессюжетное и как бы бессмысленное (для непосвящённых) смешение линий и красок, искажённые фигуры, деформированные лица с тремя глазами или с одним глазом на лбу, оскаленные зубы или беззубые рты, и опять – линии, ромбы, углы, мрачные или буйные краски… Никоим образом не иронизирую над адептами абстрактного искусства, оно давно признано возбуждающим мысль, прорывающим время.., но – в данном случае и меня, и других посетителей выставки ждало нечто иное. А именно – путешествие в загадочный, экзотический и очень гармоничный мир современной девушки-художницы, в очень юном возрасте не просто сформировавшейся как личность, но и вполне состоявшейся как живописец.


В очень юном возрасте… Тут нужны пояснения. Когда я попросил познакомить меня с автором картин, то сначала решил, что становлюсь жертвой розыгрыша.

– Вот она, – мне показали на хрупкую, невысокую барышню, которую вполне можно было принять за девочку–подростка.
– Да ладно…
– Она, она!


Признаться, я был удивлён, да и было чему удивляться. В зале – три десятка серьёзных живописных полотен, скульптура, тут же увлекающие вас если не в Зазеркалье, то в Страну чудес точно, и – автор, совершенное воплощение кэрролловской Алисы… Я не сразу подошёл к ней, окруженной группой молодых людей, а сначала побродил по залу, вглядываясь в полотна.
Странное ощущение: они словно бы втягивали в себя и не хотели отпускать.
Каждая работа – окно в отдельное пространство, в особую область, не то чтобы ирреальную, но – из какой–то иной жизни.


«Натюрморт с котом» – очень светлая, зимняя картина, как прозрачный январский полдень в лесу. Фантастический голубой лес, рыжий кот, присевший на некой деревянной плоскости, и – две лесных перспективы: ближняя и дальняя, и – заснеженное поле перед лесом… Вроде бы ничего особенного, но отчего–то память подсказывает, – ты где–то уже видел это, переживал ощущения от игры холода и света, может быть – в далёком детстве…


«Полдень на мысе Меганом». Меганом – это Крым, Коктебель… Но на картине Алисы – совсем гогеновский пейзаж, скорее – с островов Полинезии. И даже гавайская гитара в руках у мужчины, играющего для лежащей рядом подруги, подчёркивает это. А вот горы и деревья вдалеке – вполне крымские.
Золотой солнечный свет, заливающий картину, преображает сюжет полотна в нечто совсем иное, – это тоже что–то уже случившееся, виденное когда–то, пережитое. На мысе Меганом? Может быть… А возможно, и совсем в иной точке земного шара.


«Мост ангелов. Итальянское утро». Рим, красивейший мост через Тибр, построенный на заре Новой эры. Величественный собор святого Петра, изображённый Алисой, кажется словно бы сахарным, выступающим из волшебного знойного марева, упавшего на Вечный город. И сам мост, и фигуры ангелов на нём – бело–голубые, они отражаются в такой же бело-голубой воде, застывшей в очаровании летнего утра.


«Корабли в порту. Северная ночь». А здесь уже царствует холод Полярного круга. Замёрзшие суда у причала, неясные очертания города, закованная льдом гавань. Ночь – белая, северная, а значит – долгая, морозная. Но отчего эта картина вовсе не грустная, а скорее – весёлая, даже радостная? Всё просто: в правой – «ледяной» – части её пересекает белая нитка фала с разноцветными сигнальными флажками. Они чуть трепещут на воздухе, они говорят: – Любая, даже самая долгая ночь, обязательно кончится.


«Встреча» и «Колыбельная для Синего Быка». Две работы, продолжающие один сюжет. Странный, сказочный, словно бы из индийских рассказов Киплинга. Картина: южная ночь, усыпанное звёздами небо над морем, девушка на прибрежной скале, которая смотрит в неясную даль, и – огромная голова Синего Быка, глядящего прямо на нас совершенно человеческими – грустными, глубокими глазами. Он знает что–то важное о жизни, о времени, об этой девушке… А вот – скульптура, название которой стало и названием выставки: девушка обнимает голову Синего Быка и поёт ему колыбельную песню. Молочно-белая женственная фигура на фоне мощной глыбы, переливающейся синим, фиолетовым, голубым, зелёным оттенками. Переливы красок как смена песенных строф…

«Голубая Индия в ожидании праздника слонов». И опять вспоминается Киплинг, экзотика его стихов и новелл. Золотистый слон, занимающий большую часть пространства, люди в белых одеждах и красных чалмах, украшающие слона к празднику, и – небесно–голубой город вокруг: стены домов, окна, лестницы – всё залито светом праздничного дня…


– Вы бывали в Индии, – спрашиваю Алису, после того, как меня ей представили. – Нет, но очень хочу побывать.


Удивительное свойство художника: он, может, и не бывал никогда в том месте, что отразил на картине, но силой воображения, таланта всё же перенесся туда и нас перенёс сквозь время и расстояние.


Алиса Сафронова родилась в 1996 году. В семнадцать лет стала студенткой знаменитой, крупнейшей в стране Строгановской академии. Кафедра монументально-декоративной живописи. Поверьте, для 17–летней девчонки это, как теперь говорят, круто, даже очень! Сейчас Алиса на пятом курсе. Но у неё уже в активе: авторские росписи частных школ и домов, роспись театральной студии в Архангельске, фасада металлургического завода в Башкирии, стен православного храма в селе Прохорове под Москвой и даже католической капеллы Ордена святой Елизаветы в Риме! И – выставки художественных полотен. А барышне – только двадцать один год…


На открытие выставки московской художницы в Инновационном культурном центре пришло много людей, но молодёжь преобладала. И это особенно радует. Да и картины Алисы – тонкие, умные, притягательные яркими образами и чистотой – просто дышат молодостью, искренней любовью к жизни, к этому миру.


БЛИЦ–ИНТЕРВЬЮ С ХУДОЖНИЦЕЙ


– У Вас впечатляющий список работ. Но ведь есть ещё и учёба, есть ещё творческие поездки по стране и по миру. Когда Вы всё успеваете?

– Не знаю… как-то удаётся. Чем больше делаешь, тем больше успеваешь. Хочется всё попробовать: и учиться, и преподавать, и какие-то свои проекты воплощать. Поэтому и время находится. Ну, и друзья помогают. Это очень важно.

– Ваши приоритеты в живописи? Любимые авторы?


– Живопись художников второй половины 19-го века. Французские авторы почти все любимые: Гоген, Матисс… Затем – Модильяни, Пикассо. Они меня вдохновляют, прям – мурашки по коже от восторга, когда смотришь их живопись. Часто обращаюсь к итальянцам эпохи Возрождения: Пьеро делла Франческа, Симоне Мартини… Добротные, очень хорошие мастера, у которых есть чему поучиться. Из русских художников – Петров-Водкин. Он мне очень близок. Но вообще, интересных художников так много, к каждому обращаешься за чем–то в разные периоды творчества. Идёт диалог то с одним мастером, то с другим. Со временем предпочтения меняются.


– В палитре у Вас зачастую преобладает синий цвет, светло-голубые тона… Почему?


– Синий цвет – это цвет свободы, это небо, это глубина… Меня всё время к нему, как будто магнитик тянет. Как драгоценный камушек, синий цвет.


– Впечатления от открытия выставки, от встреч с калужанами?


– Я была очень рада и очень удивлена тому, как всё удачно сложилось в Калуге. У меня это – первая большая выставка. И такой праздник получился! Сразу захотелось ещё больше работать, делать новые проекты, писать новые холсты.


– Что бы Вы сама себе пожелали как художник, как творческий человек?


– Не успокаиваться. Не останавливаться. Постоянно быть в пути, в движении. Мне кажется, для художника это важно. Не находить какую–то полочку для себя, а напротив – всё время искать что-то новое, делать то, чего раньше не пробовала.



...А мне бы хотелось пожелать Алисе, чтобы она не растеряла со временем непосредственность и доброту, которые так живо проявляются в её работах,чтобы на новых этапах творчества не забывала Калугу, приезжая к нам с новыми выставками, открывая новые уголки своего мира, своей чудесной страны.


7 марта 2018 г.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 08.03.2018. Страна Чудес Алисы Сафроновой