Иридиевый век или Мертвая наука литературоведение

Дмитрий Игнатьев: литературный дневник

Собратие! Дамы и господа!


Два года назад я вылез на Стихирь с семью стихотворениями, одновременно гордый и робкий, ибо во мне все еще были живы привитые когда-то давно родной школой стереотипы: «конфликт физиков и лириков», «не Пушкин – не пиши», «русская поэзия была задушена Сталиным и окончательно умерла в 1941 году вместе с Мариной Цветаевой» и тому подобные наивные воззрения.


Огляделся-начитался-набрал Избранных. Раскачался-расписался-обнаглел и как-то вразвалочку так навалял за сотню творений. Подумываю, где взять денег на издание книги. Ясное дело, что не коммерческого успеха ради – ну кому в наше время нужны стихи? Нам с вами разве? Ну так нас не так уж и много. Как там на стартовой страничке Стихиря? «Более трехсот тысяч авторов» И четверти процента от населения России не набирается. А среди нас еще и малороссы, и белорусы – весь наш братский интернационал!


Я так думаю: Конечно, не все беспощадно подстригают свое творческое наследие, убирая надуманное и притянутое за уши, халтуру, матерные частушки, но если из одиннадцати миллионов творений предельно жестко отобрать один процент, записав остальные 99 в «тысячи тонн словесной руды», то получается сто десять тысяч лирических произведений.


Представьте себе выпученные глаза литературоведов, если им сообщить эту цифру. Это в десятки раз превосходит весь корпус сочинений классики и Серебряного века вместе взятых. Даже если пойти еще дальше и отобрать еще строже, все равно литературовед, вознамерившийся обновить лирические хрестоматии для школьников в соответствии с актуальным состоянием дел на поприще стихотворчества, столкнется с количественным кризисом перепроизводства материала по русской изящной словесности конца ХХ – начала XXI вв.


Друзья мои, мне нисколько не обидно, что и в ХХI веке дети в школах по этой причине будут продолжать изучать Пушкина и снова читать о «конфликте физиков с лириками» (хотя надо отметить, что первым корифеем русской изящной словесности современного типа был… Правильно! Наш великий физик, химик, великий ученый-естествоиспытатель Михаил Васильевич Ломоносов!). Тогда стихи писали только великие люди. Нас с вами обойдут стороной и запишут в «несерьезные, любительские явления», «курьезы глобальной сети Интернет» в лучшем случае, в худшем – не упомянут ни словечком. Страшные мы больно, какие-то инженеры-учителя-шоферы-бухгалтеры-клерки-дворники, и запятые местами хромают, «и оспа не привита», как сказал бы Маяковский ))))))))))).


На самом деле, все так и должно было быть. Повальная элементарная грамотность, доступность и дешевизна писчего материала, два выходных в неделю и оплачиваемые отпуска и, наконец, дешевые способы публикации и общения по глобальной сети – это бесконечный стимул для творческого самовыражения наших замечательных людей! Да, для многих из нас основное занятие жизни – это добыча насущного хлеба. Но я бы не стал утверждать, что это ограничивающий творчество фактор. Как раз наоборот – это его дополнительный и мощный источник! Всеобщая грамотность сделала стихотворчество подлинно народным увлечением, а Интернет – массовым!


Собратие! Я предлагаю как-то и нам «обозвать» наш прекрасный период времени. Скажем, Иридиевый Век… Даешь варианты!


Ваш Дмитрий Игнатьев



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 23.09.2011. Иридиевый век или Мертвая наука литературоведение