***взято тут: Bigga Книга
Это, разумеется, довольно глупое и иррациональное чувство, однако мне кажется стыдиться этого чувства не стоит, потому что — что же еще остается делать маленьким обычным читателям, у которых никогда в жизни не было шанса познакомиться с живыми, настоящими, человеческими версиями Эко и Ли и которым пришлось долго и взволнованно жать руки их литературным воплощениям, их книгам. Чувство такое, что когда ты только смутно помнишь, что за твоей любимой историей стоит реальный человек — потому что этот человек всегда выглядит как газетное фото или чужое воспоминание — он неожиданно размывается до размеров книги, сливается с историей/нарративом, который в определенный момент твоей жизни стал для тебя на миллиметрик, но больше жизни, и вот тогда, и вот тогда, когда он умирает, ты вдруг понимаешь, что книга закончилась, что это и была та самая настоящая последняя глава и конец, и теперь все: рыхлые куски твоей индивидуальной истории гулко стучат в переплет. Это как будто бы их книги для нас заканчиваются не на слове «конец», а ровно на тот моменте, когда мы понимаем, что они не бессмертны. Я прочла «Имя Розы» в двадцать и эта книга сделала меня взрослой, потому что Профессор, не церемонясь, вписал в мой любимый детективный жанр приблизительно полмира и показал, что это можно делать просто и понятно, без нарочитого академического снобизма (но с приятным, строго внутренним смешком). Я прочла To Kill a Mockingbird и эта книга вернула меня в детство, к радостям простого, золотого, понятного чтения и тому, оставшемуся где-то там же второму «полмиру», в котором ты точно знал, как надо поступить правильно, чтобы не было стыдно за себя как человека. Beauty is terror, разумеется, потому что нельзя было самую капельку не испугаться их огромного таланта миропостроения, который все это время сосуществовал рядом с нами, но в то же время, красота их книг — это еще и непередаваемое восхищение перед тем, как ты с размаху оказывался в средневековом монастыре, в зимних днях, в средних веках, в библиотеках и голове потерявшего память букиниста, в красно-пыльной Алабаме, в коротких штанишках, в…, в…, в… И красота эта настолько удивительна, что я оставляю за собой право не ставить точку © Copyright: Бур Карабасов, 2016.
Другие статьи в литературном дневнике:
|