На фоне происходящего вокруг безумства и пароксизмов человеческого сознания, как никогда актуальна книга Джозефа Кэмпбелла "Тысячеликий герой", приоткрывающая завесу тайны над мифологией, созданной человечеством за века своего существования и самосознания. Миф, как и его герой, - многолик, изменчив, но следует единой парадигме, которая несмотря на многовариантность и разветвлённость у разных народов и в разные эпохи, имеет стройность, логику и внутреннюю систему. Порядок внутри хаоса. Начало и конец. Смысл и содержание, форму и методологию. Скелет, на котором держится базис мира и, как мышцы, нарастают ценности, как кожный покров, тело покрывается целями и задачами на внешнюю жизнь. И как человек не видит и не ощущает свой скелет, так сознание, не познав свой собственный миф или отвернувшись от него, теряет ориентиры, целостность, гармонию существования.
Приведу завершающую цитату из книги, как резюме того, с чем сегодня имеет дело каждый из нас - "Герой нашего времени", у которого прогресс с его тотальным нивелированием Бога выбил из-под ног опору, основу и баланс.
"Все это, однако, слишком далеко от современности, ибо демократический идеал самоопределения индивида, изобретение энергетической машины и развитие научных методов исследования настолько преобразовали всю жизнь человека, что наше многовековое наследие, весь не подвластный времени универсум символов терпит крушение. Как говорил ницшевский Заратустра «Все боги умерли». (Nietzsche Thus Spake Zarathustra)
Знакомая история, сказанная-пересказанная в тысячах вариаций. Это героический цикл нашего времени, сказка о вступлении человечества в пору зрелости. Чары прошлого, рабство традиции — все это было сокрушено решительным и мощным ударом. Пелена мифических грез развеялась, разум открыт для полного пробуждения сознания; современный человек возник из невежества былого, подобно бабочке, появляющейся из кокона, или же солнцу, выходящему на рассвете из утробы матери-ночи.
И дело не просто в том, что не осталось ни одного потаенного места, куда бы не проникало всевидящее око телескопов и микроскопов; нет больше того общества, которое было некогда учреждено богами. Социум не является более носителем какого бы то ни было религиозного содержания, но есть политико-экономической организацией. Его идеалы не являются более выражением смысла некоего священнодейства (иератической пантомимы) как земного воплощения небесных форм, но есть выражением мирских устоев, отмеченных многотрудной и беспощадной борьбой за вполне материальные ресурсы и вполне осязаемое превосходство. Какое бы то ни было изолированное общество, «сонное царство» покоящееся в пределах мифологических горизонтов, не может существовать более, разве что, в качестве территории, подлежащей эксплуатации. В самих же, прогрессивных общественных системах, все, что еще сохранилось от общечеловеческого наследия древности — ритуальность, мораль, искусство, — все это переживает полный упадок.
Таким образом, проблема, стоящая перед человечеством сегодня, совершенно противоположна всему, чем жили люди сравнительно стабильных эпох, к которым относятся великие мифологии, столь согласующиеся между собой и ныне известные лишь как заблуждения. Тогда весь смысл сводился к группе, к великим анонимным формам — отнюдь не к самовыражению индивида, теперь же нет никакого смысла ни в группе, ни в чем бы то ни было вообще, кроме самого индивида, всё — в индивиде. Но это совершенно бессознательный смысл. Человек не ведает, куда он идет. Он не ведает, что им движет. Связующие нити между сознанием и бессознательным в человеческой психике были разорваны, и сами мы разрываемся на части. Героическое деяние, ждущее своего свершения, сегодня уже не то, что во времена Галилея. То, что было тьмой, обернулось светом, но и свет обернулся тьмою. Героическое деяние нашего времени должно состоять в вопрошании, дабы снова извлечь на свет божий забытых Атлантов, соразмерных герою по духу."
Герой умер? Да здравствует Герой. Однако следуя логике автора, каждому из нас стоит помнить одно: не включив свой малый микрокосм "я" в макрокосм великого "Я", мы будем, словно мухи в янтаре, застывать в чужих лже-мифах, поддаваться на провокации и манипуляции чуждых систем и деструктивных организаций, которым нужен лже-герой исключительно для достижения внешних, сугубо материалиных, целей, которые - не кожа, а татуировка на ней. Если же вы хотите воспитать героя в себе, "ищите и обрящете": читайте, думайте, анализируйте, отделяйте зёрна от плевел и творите свой МИФ.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.