Обзор Z-поэзииФилолог Михаил Эдельштейн: россияне пишут стихи про СВО Другое дело, что внутри этого явления можно вычленить разные настроения, мотивы. Часто Z-стихи написаны в стиле «что вижу». Такое ощущение, что люди таким образом проговаривают свои травмы, чтобы примириться с реальностью. А это поэзия или все же графомания? И можно ли здесь провести какую-то грань? С литературной точки зрения в Z-поэзии много беспомощного, в том числе и у самых заметных авторов. Много откровенно самодеятельного, что не прошло бы строгую редактуру в нормальном журнале. Попадаются какие-то совершенно комические и строчки, и целые стихотворения. Но, с другой стороны, процент поэтически вменяемого и невменяемого в Z-сборниках не очень отличается от среднего по палате. Если взять стихи, написанные на любую другую тему, — допустим, об аварии на Чернобыльской АЭС, то, думаю, там будет примерно такое же соотношение графомании и того, что можно хоть как-то читать. Можно ли сказать, что Z-поэзия — это не столько о том, что люди думают, а скорее отражение того, что они видят в новостях, в прессе? Другое дело, что какого-то принципиально нового идейного осмысления происходящего, отличающегося от того, что мы каждый день слышим из телевизора и читаем у «военкоров» в Telegram-каналах, они не предлагают. То есть они пытаются выстроить какую-то мифологию, но на деле зазор между Z-поэзией и официальной позицией практически отсутствует. Мне кажется самой важной чертой этой поэзии то, что в ней очень много чистого милитаризма. Это культ войны, культ героической гибели, священной жертвы. Восторг от военной техники, от танка, который во многих стихотворениях является просто главным героем. Бесы в пламени сгинут, Случайно выбранное четверостишие, но очень характерное для этой поэзии в целом. Перед нами полухристианская-полуязыческая мифология очищающего огня, преображения мира, его гибели и воскресения. То есть мир лежит во зле, мы призваны очистить мир. Сравнительно с тем традиционно небольшим количеством слушателей, которое приходит на поэтические вечера, — да, конечно, Z-поэты достаточно востребованы у публики. Одна из антологий Z-поэзии, «Воскресшие на Третьей мировой», разошлась изрядным для такого рода изданий тиражом — под 10 тысяч, если не ошибаюсь. Другое дело, что сейчас время эмоциональной мобилизации. Общество поляризовано, чувства людей обострены, им хочется ощущать себя среди своих. Не сомневаюсь, что если бы литературные оппоненты Z-поэтов могли так же свободно выступать на столичных площадках или гастролировать по России, на их выступления публика тоже приходила бы. Уместно ли современную Z-поэзию сравнить с фронтовой лирикой Великой Отечественной войны? Мне кажется, что во фронтовой поэзии времен Великой Отечественной мы не найдем в таком количестве восторга войны. Вряд ли какой-то фронтовой поэт мог написать что-то подобное тому, что пишет современный Z-поэт: Танки идут на запах Вот этого голого пафоса агрессии, разрушения во фронтовой поэзии мы не найдем. Даже симоновское «Убей его!» — совсем о другом. Не до ордена. И рядом — осознание того, что в войне ничего романтического нет: Война — совсем не фейерверк, Или еще более отчетливо у Иона Дегена: Мой товарищ, в смертельной агонии В Z-поэзии вот этого представления о войне как о тяжкой работе с очень нехорошей изнанкой, как об антинорме практически не существует. Z-поэты подают все происходящее как естественное состояние для человека и общества в целом. Довольно частый их пафос: мужчина-воин, мужчина-боец — это правильный модус существования. Пришла спецоперация — и наконец-то и страна, и люди могут проявить свои лучшие качества У писателя Захара Прилепина, идейного вдохновителя многих поэтов из этой группы, в одной статье есть очень показательный отрывок, где он говорит, что жить в осажденной крепости нормально и здорово, более того — только так и надо жить. Аналогия, которая первой приходит мне в голову, — это комсомольская поэзия 1920-х годов, поколение поэтов, рожденных революцией. Тогда было не принято стесняться своей кровожадности. Был, например, такой поэт Джек Алтаузен, писавший: За Чертороем и Десной Если суммировать, то получается: я все это делаю, чтобы в конце концов повесить брата, пошедшего воевать за белых. И никаких эвфемизмов, все по-честному. Забудь про Светлова с Багрицким, То есть автор просит забыть про этих самых комсомольских поэтов 1920-х годов, про романтизацию войны. И в этом русская поэзия оказывалась близка и европейской, и американской поэзии, где в это время киплинговско-гумилевская линия «упоения в бою» если не исчезла, то как минимум ушла на задний план. А у Z-поэтов эти мотивы воскресают. И еще один очень важный момент, роднящий нынешних певцов СВО с поэтами 1920-х, — это пафос переделки мира, слома системы, ожидания мировой революции, даже если они называют ее какими-то другими словами. То есть глобально авторы пишут не про события в Донбассе, а про то, что надо идти дальше, менять «неправильный» и «неправедный» мир, очищать его огнем и мечом. И тут ближайшая аналогия — ну, например, все тот же Михаил Светлов: Советские пули Среди Z-поэтов есть талантливые авторы, которые могут войти в будущее? В свое время Маяковского считали пропагандистом, но тем не менее мы его и сегодня знаем. И все же — что-то сегодняшнее может стать классикой? Сейчас предлагается включить творчество Z-поэтов в школьные учебники. Есть такая расхожая фраза: историю пишут победители. Учебники литературы тоже пишут победители. По своим поэтическим достоинствам, мне кажется, практически ничего из этой поэзии ни в какие будущие антологии войти не может. А дальше все зависит от того, как будет развиваться политическая ситуация На самом деле во фронтовой поэзии времен Второй мировой тоже не очень много шедевров, но сборники постоянно выходят. Если современные события получат сравнимый статус, станут основой национального мифа, то, конечно, у этих стихов появится шанс на переиздание. © h t t p : / / m . l e n t a . r u / a r t i c l e s / 2 0 2 3 / 0 6 / 1 0 / z p o e t s / Чтобы пройти по ссылке, необходимо убрать в ней пробелы. Обычно без пробелов ссылка на сторонние ресурсы в дневнике на Стихи.ру отображается одним пробелом на всю строку, вот так: © http://m.lenta.ru/articles/2023/06/10/zpoets/ © Copyright: Адекабрист, 2023.
Другие статьи в литературном дневнике:
|