Фэнтези в реале
"Об этическом порно
07.07.2014
Полагаю, все заметили, что в наши дни весьма популярна литература жанра фэнтези.
Популярность этого жанра довольно легко объяснима — эта литература позволяет
ассоциировать себя с героями, переживающими невероятные для нашего обыденного
мира приключения, очищенные от быта и рутины до степени дистилированности. Причем
герои эти достигают невероятных степеней успеха.
Это в своем роде порно для вуайеристов-приключенцев, латентных рыцарей и еще
не готовых к каминг-ауту мессий.
Однако, это еще не все.
Есть еще один аспект обеспечивающей данному виду литературы исключительную
популярность.
Вот просто представьте себе:
Вы — обычный сантехник в синей спецовке. Идете по паническому вызову о забившемся
сливе. Звоните в дверь. Вам открывает женщина в ярком макияже, с искусственной
грудью третьего номера в кружевном белье.
— Ваш инструмент достаточно большой?— спрашивает она…
Теперь вот так:
Едете вы себе на коне весь в доспехах через лес. И вдруг! Вы слышите звон мечей
и крики! И рычание! И женские взывания! Вы мчитесь, и видите, как на усеянной
прекрасными цветами поляне сотня звероподобных орков, роняющих слюну на грудь
и лишь отдаленно напоминающих людей, окружили горстку рыцарей, охраняющих
прекрасную принцессу в кружевном…
Что сходно в двух описываемых эпизодах?
Предрешенность.
В первом случае секс, а во втором насилие и секс предопределены, и все обстоятельства
являются лишь антуражем и оправданием дальнейшего неизбежного действа, ради
которого все пишется и читается.
Читая такую литературу, мы энергоэкономично переживаем приятное чувство
доминирования, упоение победой и, что очень немаловажно — чувство собственной
правоты без каких-либо примесей угрызений совести.
Обратите внимание на это. Фэнтези — это мир, в котором очень просто принимать
этические решения — опознавать Добро и Зло, понимать свой долг. Убивать.
Потому что твой враг в фэнтези — это всегда слуга Зла, воплощения Зла или само Зло.
И, что самое важное, это очевидно и не оспаривается никем. Правота в фэнтези
достигается так же легко и отдается вам, как в порно главному герою достаются
женщины. Ну, или кто там ему нужен.
В этом нет ничего по-настоящему удивительного. Поиск этически обоснованных решений
в нашей реальной жизни отнимает огромное количество энергии, причиняет страдания,
постоянно заставляет нас что-то узнавать новое о людях конкретных и о человеке
вообще, как виде.
Простейший пример принятия этически обоснованного решения — это старый анекдот
про Мазая и партизан.
Дед Мазай в 41-м наспасал зайцев, а кормить нечем — ВОЙНА!
Он в колхоз, а ему: "Ты че, старый, война! Все партизанам! "
Он к партизанам, а ему: "Ты че, старый, война, немцы! "
Он к немцам, а ему: "Легко, только скажи, где партизаны? "
Он и сдал партизан, а немцы его кинули.
Сидит Мазай, горюет: "И зайцев не накормил, и с партизанами некрасиво получилось… "
Тут Мазай вроде бы как за добро — за зайцев. То есть за экологию. В партии зеленых
наш Мазай. Только вот партизан выдал. В той иерархии ценностей, где главное — зайцы,
Мазай безусловно прав. А в иерархии ценностей, где важнее люди, Мазая надо бы
расстрелять.
Иерархия ценностей — часть культуры и этической системы.
Этика — это крест, который мы несем всю свою жизнь, а фэнтези — это место, где мы
можем себе представить, что этого креста нет.
Что было бы, если бы, прискакав на поляну, мы увидели не орков с оскаленными
пастями, а эльфов с яростью в глазах? Или людей? А принцесса была бы толстая
и страшная?
А что было бы, если бы вы знали сложную предысторию конфликта сторон?
Если бы мы усложняли ситуацию до бесконечности, то мы бы попали не в фэнтези,
а сначала к Шекспиру, потом к Анджею Сапковскому, потом ввалились бы в Чехова,
затем в Гоголя, и кончили бы Достоевским и Шолоховым.
Дармовое незаработанное чувство правоты — это один из источников популярности
такого рода литературы. Причем правоту можно на этом рынке купить любую.
Хотите жить в мире, где только монархисты и хранители трона абсолютно
и безоговорочно правы? Да, пожалуйста.
Хотите правоты революционеров и ниспровергателей? Нет проблем.
Рынок таков, что всегда готов продать вам немного чувства собственной правоты,
непогрешимости и даже эталонности.
У кого нет совести даже в зачатке — он вам и святость толканет.
Вам обоснуют ваше право на всех женщин, дадут веские основания на то, чтобы
не уважать всех остальных мужчин и так далее.
Но до этих изысков можно и не доходить. Самое главное то, что все просто.
В реальной жизни, чтобы решить простейший вопрос — вести ли детей в зоопарк или к
дедушке, нужно ли улыбаться и вообще смотреть вот на эту привлекательную блондинку
в кружев… тьфу! Для этого нужно приложить серьезные усилия.
Чью сторону принять в гражданской войне? Стоит ли вообще принимать какую-то
сторону?
Если принять, то в какой именно конкретной форме?
Как вообще в таком серьезном выборе, как война, обойтись без орков?
Если нет орков, то против кого быть?
Так получилось, что реальная жизнь требует от человека принятия не просто сложных
этических решений, а сверхсложных этических решений. И фэнтези, построенное
не приятном упрощении, тут никак помочь не может. Напротив, нужна сложная культура,
а следовательно — система образования, которая эту культуру доносит до каждого. Так
создается общество с развитой этикой, общество, способное этику развивать.
В противном случае, то есть в том случае, когда (а это бывает довольно редко)
возникает общество, которое заинтересовано в том, чтобы морально развратить само
себя, каждого человека вовлечь в соучастие преступлениям, когда общество желает
превратится в устойчивую преступную группу — в сообщников, тогда общество
заинтересовано всячески укоренять не реальные науки и знания, не историю,
философию, этику, социологию, теорию государства и права, не высокую литературу,
а фэнтези.
Когда Толкин писал своего "Властелина", он хотел через простое рассказать о сложном.
Сейчас создаются системы упрощения, которые не позволяют человеку перейти
от упрощенного мифа к сложной реальности.
Евроинтеграция в фантазийном мире украинца, в котором потомственным волхвам путем
возрождения древних арийских практик удалось-таки довести число "Пи" до четырех,
выглядит вот так:
Украинец: — Здравствуйте! Меня зовут Тарас. Я сантехник. Это мой вантуз. Я пришел вам
прочистить….
Европа (скидывая с себя сине-звездный халатик и оставаясь в кружевном) — А я-то
заждалась, истомилась вся! Тарас! Вы что первым хотите — меня или сала с горилкой?
Тарас плачет от счастья.
И в этот момент в помещение врывается банда оркоподобных титушек
под предводительством Владимира Путина и тащит Тараса в таможенный союз,
а Европу — в энергетическую кабалу.
Когда на книжных прилавках фэнтези — две трети товара, это полбеды.
Настоящая беда наступает тогда, когда государство начинает продуцировать фэнтези
в народ, в школы, в идеологию.
Это — верный признак того, что народ готовят к преступлению. Только преступное
государство упрощает своих граждан, упрощает их этику, лишает их способности
различать добро и зло.
Мы наблюдали это 23 года.
Мы говорили об этом, немного не веря тому, что можно отказаться от Гоголя и Булгакова
в пользу вышиванки и бандуры.
Но это происходило. Это происходило при не то что попустительстве, не при
содействии, а при главенствующей роли государства.
"Европейский дух", "козацкое лыцарство", "цивилизованный мир", "Россия — наследница
Орды" — это в чистом виде магическое мировоззрение, необходимое для создания
альтернативной фэнтезийной реальности.
Борьба с русским языком на всем постсоветском пространстве — это не средство для
"сохранения нации", как это объясняют вслух — это способ отключить население
от полноценной культуры, позволяющей принимать сложные этические решения
и заменить ее своим фэнтезийным суррогатом с боевым гопаком и науками
занимающимися психологией народного танца.
Русский язык — это способ передачи людям русской культуры с ее методами
определения добра и зла. И мы, носители этой культуры, своим внутренним датчиком
"свой-чужой" четко и безошибочно определяем как Зло и порабощение то, что
на постсоветском пространстве втюхивают как свободу и Добро.
Именно за это наших убивают.
Именно поэтому гонят нашу историю.
Именно за это запрещают наш язык.
Они изгоняют из мира само знание о нас потому, что мы угрожаем им нашим пониманием
Добра и Зла, Человека и его Предназначения.
Они это делают, чтобы растлить человечество." ©
http://m.ria.ru/columns/20140707/1015058913.html
Другие статьи в литературном дневнике:
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь .
Соглашаюсь