Про детское стихотворение А. Усачева Божья коровкаАндрей Усачев Гуляла за городом Божья коровка, И вдруг опустилась Большая Рука. Коровка ужасно сердилась сначала, Ах, как тосковала в коробке бедняжка! Три дня и три ночи рвалась она к цели. Однако она, не теряя надежды, Тоскливо и страшно Божьей коровке. Скорее на волю! Коровка отважно, - О, Боже! - взмолилась несчастная крошка. Однако Коровка на редкость упряма: И вновь на знакомой лужайке букашка. Но смотрит на мир осторожно Коровка: Это история о том, как героиня попадает в Ад и выбирается оттуда. Героиня – Божья коровка, ее место обитания – Рай. Имеется соответствующее детское заклинание: Божья коровка, улети на небо… Неведомая грубая сила (Большая рука) поместила ее в клетку. Пытаясь выбраться, Коровка обнаруживает, что это целая серия заключенных одна в другую клеток: коробОк, карман, шкаф, комната. Ад, в соответствии с классической дантовской топологией, имеет концентрическую структуру. Путь Коровки лежит через эти круги из тьмы к свету («Но к свету ее не пускает стекло»). Мой вечный оппонент Лена Распопова непременно хочет оставить за собой последнее слово. Вот ее версия: Стихотворение А.Усачева «Божья коровка» имеет, кажется, как и все неординарные литературные и художественные произведения несколько трактовок, одну из которых мы узнали из вышеприведенной рецензии. Хотелось бы предложить и несколько иной взгляд на данное произведение. Во-первых, обратим внимание на название данного стихотворения. Почему автор из всего многообразия ползающих и летающих насекомых выбрал именно божью коровку? Ответом на этот вопрос может быть то обстоятельство, что к словосочетанию «божья коровка» ближе всего по смыслу находится другое устойчивое выражение - «божья тварь» (БТ). Итак, возможно, речь идет вовсе не о жучке, а о некоем объекте - олицетворении всего живого, всех «божьих тварей», с которыми может приключиться подобная история. Большая Рука (БР) в любой момент времени может изъять кого угодно из привычного мира и поместить в новый, куда более страшный, ограниченный и совершенно неподходящий для нормальной жизни. Заметим, что эта самая Рука не только произвольно выбирает объект для своей охоты, но, как оказывается, еще и забывает о своей добыче! Хтонический ужас поведения БР в том, что она может просто так, без особой надобности переместить в некую новую реальность и оставить БТ там не потому, что таков был её замысел, а просто потому, что значение этих действий настолько ничтожно для БР, что об их последствиях забывается ею в ту же секунду по их завершении. (К слову сказать, забывается ли? или это действие даже не оставляет следа в памяти, его просто никогда и не помнили?) Во-вторых, хочется обратить внимание на несовпадение количества перемещений туда и обратно. В направлении «туда» сказано лишь о помещении БТ в коробок (одно перемещение). Но, чтобы вернуться в свой мир, «обратно», понадобилось целых четыре перемещения! Это ли не иллюстрация того самого пространственного скачка, подвластного только высшей силе: одним прыжком сразу через 4 вселенных! Заключенная в коробок БТ, не выйдя из него, не может даже предположить, через сколько миров она была перенесена. В третьих, и в-главных! Божья тварь сотворила своего рода чудо, преодолев все препятствия и восстановив свой статус кво на лужайке с душистой кашкой © Copyright: Борис Казаневич, 2019.
Другие статьи в литературном дневнике:
|