Символизм в литературе.

Тамара Богуславская: литературный дневник

Символизм — это художественное течение в литературе, живописи и других видах искусства. Для произведений символизма характерно формирование более глубокого и вдумчивого взгляда на привычные слова и предметы, а также приемы недосказанности и загадочности.


Слово «символизм» происходит от греческого symbolon, что переводится как «знак, символ». Этот термин впервые употребил французский поэт Жан Мореас в одноименном манифесте «Le Symbolisme», в котором сформулировал основные принципы нового направления и определил значение главных понятий символизма — образа и идеи: «Все феномены нашей жизни значимы для искусства символов не сами по себе, а лишь как неосязаемые отражения первоидей, указующие на свое тайное сродство с ними».


https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/simvolizm/


Символизм в литературе — это искусство использования символов для обозначения абстрактных идей.


Автор может навеять определённое настроение читателю или передать идею посредством символов, вместо того, чтобы сказать напрямую (и вызвать у читателя нужные ему мысли/эмоции).


Особенности символизма в литературе
Символы создают глубину
Символ, как предмет, может иметь два смысла: прямой и переносный. Но именно последний вносит более глубокое значение в текст.


Понимание произведения через толкование символов
Символы переплетены с текстом, что вызовет интерес у читателя. Это заставит его попытаться понять символы, только после этого он сможет понять глубокий смысл и значение произведения, но и мысли писателя.


Творческие способности читателя
Он(а) проявляют своё собственное воображение, что делает произведение более запоминающимся. Одновременно это помогает человеку улучшить навыки чтения.


Универсальность смысла и величие темы и персонажей
За счёт символов смысл становится более глобальным и универсальным. Темы и персонажи превращаются во что-то более важное и значимое чем сама жизнь.


В России представителями символизма были такие писатели и поэты, как:


В. Я. Брюсов;
Ф. К. Сологуб (Тетерников);
Д. С. Мережковский;
К. Д. Бальмонт;
Н. М. Минский.
Ю. Балтрушайтис;
З. Гиппиус;
М. Лохвицкая.
https://www.uznaychtotakoe.ru/simvolizm-v-literature/


Я — изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты — предтечи,
Я впервые открыл в этой речи уклоны;
Перепевные, гневные, нежные звоны.


Я — внезапный излом,
Я — играющий гром,
Я — прозрачный ручей,
Я — для всех и ничей.


Переплеск многопенный, разорванно-слитный,
Самоцветные камни земли самобытной,
Переклички лесные зелёного мая,
Всё пойму, всё возьму, у других отнимая.


Вечно юный, как сон,
Сильный тем, что влюблён
И в себя и в других,
Я — изысканный стих.


1903 год.


Ведическая и ведантистская образность чужда нашему современному менталитету, который не верит в живую истину символа, потому что озаряющее воображение, запуганное интеллектом, не смеет больше принимать душевное и духовное видение, отождествляться с ним и отважно воплощать его в образы; но эта образность, конечно, не имеет ничего общего с младенческим или примитивным и варварским мистицизмом; этот язык, такой живой, яркий, исполненный светоносной поэтичности интуитивный язык, есть естественное отражение высоко развитой духовной культуры.
/Упанишады введение/


Ригведа. Гимн X, 67. К Брихаспати


5 Разрубив крепость – лежбища (врага), (от этого) накренившуюся назад,
Брихаспати сразу вырубил из моря три (сокровища):
Утреннюю зарю, солнце, корову.
Он нашел (также) напев, гремя, как небо.


"В мир высочайшего света, мир Солнца Истины, svar, или Великое Небо. Нам требуется отыскать путь в это Великое Небо, путь Истины, ;tasya panth;;Клио , или путь богов, как его иногда называют".


/Шри Аурбиндо. Гимны мистическому огню/


https://mybook.ru/author/shri-aurobindo/shri-aurobindo-gimny-misticheskomu-ognyu/read/?page=4



Другие статьи в литературном дневнике: