Близнечные мифы.Близнечные мифы — мифы, в которых главными действующими лицами являются близнецы, распространённые у многих народов мира. Близнецы являются частыми действующими лицами дуалистических мифов, в которых один из братьев-демиургов создаёт всё доброе и полезное, а второй — всё злое и вредное. Например, такими близнецами являются Ахура Мазда и Ангра-Майнью в зороастризме, Ен и Омэль в мифологии коми. Также распространён миф о вражде близнецов, один из которых убивает своего брата (Ромул и Рем, Каин и Авель). Распространённым сюжетом является рождение близнецов женщиной, которая в одно время зачала от бога и от смертного человека, так что один из близнецов становится полубогом, а второй — обычным смертным. Примерами подобного сюжета являются греческие мифы о Диоскурах и о Геракле и Ификле. Мифы о близнецах — брате и сестре. Так, в древнеегипетском мифе Осирис и Исида дали жизнь богу Гору. Примеры: греческие Диоскуры Другие боги в мифологии фон представляются в виде пар близнецов, а божественная сила - радуга описывается и как андрогинное божество, и как близнечная пара. БЛИЗНЕЧНЫЕ МИФЫ // Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. - Т. 1. - С.174-176 Неравные братья. Близнецовый миф.
Сначала рассмотрим все варианты бинарности. «Рождение близнецов в мифах чаще всего связывается с идеей двойного отцовства. Причём отцовство ребенка, родившегося вторым, приписывается духу, божеству или тотемному животному, так как дух как бы присоединяет своего ребенка к уже зачатому человеческому. Природой духа, участвовавшего в зачатии, определяется часто и отношение общества к близнецам. Если это дух вредоносный, злой, то близнецы рассматриваются как нежелательные и подвергаются гонениям, обрядам очищения, а иногда уничтожаются. Но, как правило, это всё же дух-помощник, родственник, покровитель племени. Во множестве мифов близнецы выступают как дети духов-стихий. В Центральной Индии, на родине божественных ведических близнецов Асвинов их связывают с небом и считают, что близнец может спасти жатву от града и ливней. В Перу близнецов считают детьми бога молний и обращаются к ним с молитвой о ветре и дожде, причем ветер на местном наречии именуется "дыханием близнецов". У баронга (Африка) близнецы тоже связаны с небом и считаются ответственными за урожай и погоду, потому что могут влиять на них своим поведением и выполнением ряда ритуальных действий. У ваньямведи (Центральная Африка) близнец - сын духа воды - может усмирить шторм, волнение на озере, если, переплывая их, крикнет: "Я - близнец!" (Штернберг Л.Я., 1936. С. 86-89.). Впрочем, приписываемое близнецам божественное родство приводит к тому, что соплеменники еще при жизни наделяют их совершенно удивительными способностями. В мифах близнецы часто выступают как демиурги, создатели мира, дня и ночи, луны и солнца, и всего прочего на земле. Близнецы оказываются посредниками между людьми и богами». Близнецовый миф оказывается хорошей площадкой для всего бинарного символизма. Ситуация близнечества ... интерпретируется в качестве выражения дуальной, бинарной организации в полном противоречии с «очевидным» единством-тождеством внутри близнецовой пары. Проблема близнецов как «друзей-врагов» является и проблемой классической европейской культуры. Как показывает Ч. Сегре на примере «Песни об Ами и Амиле»… основная интрига его почти с математической точностью может быть выведена из формулы «2>1». Ами и Амиль являются своеобразными «сверхъестественными» («метафизическими») близнецами, поскольку рождены они от разных родителей, хотя в одну и ту же ночь1. Дружба и взаимная передача обязанностей, любовь и испытание ненавистью, весь комплекс мотивов, подвигающий поступками близнецов, говорит о том, что преобладающим императивом их поведения является архетип бинарности. Внутренняя антиномичность2, присущая парадоксу близнечной ситуации, как представляется, является общей закономерностью развития европейской культуры …» Нэт. Обозначение проявлений Инаковости, Другости (Я-Другой) в рамках этого мифа может быть рассмотрено как обозначение процесса дифференциации Эго. В данном докладе представляется вариант стадийности, не противоречащий большинству психоаналитических и юнгианских трактовок. Стадию первого узнавания Инаковости и разделения Я-Другой можно обозначить с помощью таких общеизвестных стадий и понятий, как: Стадия зеркала по Лакану, где в процессе первичной идентификации с двойником-отражением формируется Эго. А отношение с Другим - взаимобинарное, агрессивно напряженное, представляющее Я как Другого, а Другого как Аlter Еgo. Или, говоря языком мифа, Я и Другой распределены между двумя одинаковыми людьми с разными характеристиками. Добрый-злой, плохой-хороший, мужчина-женщина. Например, лунная девственная Артемида и ее брат-близнец солнечный Аполлон. Нарцисс и его безмолвный двойник нимфа Эхо. Прометей - герой, пожертвовавший собой во имя людей, Эпиметей - его зеркальная противоположность, глупец, «думающий после». Нежный, ласкающий Зефир и холодный, леденящий Борей; Амфион, трогающий камни игрой на лире, и его брат простофиля охотник Зетос, хитроумный пастух Иаков и воинственный зверолов Исав. Доктор Джекил и мистер Хайд. Близнец в этот период3 – это Двойник, наделенный противоположными чертами. Принцип антиномии (аспект равенства, аспект противоположности) воплощается через два отдельных, но равнозначных персонажа. Добро и зло, Дионис и Аполлон, Чувственное и Интеллектуальное, Восток и Запад, Бессмертие и Смерть, интроверсия-экстраверсия и т.п.- варианты полюсов разнообразны. «Близнечество представляет собой весьма парадоксальную ситуацию, при которой, с одной стороны, два человеческих существа, т. е. физически двойственные, одновременно являют собой пример единой духовно-душевной структуры; с другой стороны, мистическое единство близнецов проявляется в их эмпирической двойственности. Основные стадийные и архетипические понятия для этого этапа: стадия борцов, стадия разделения Прародителей Мира (по Нойманну), Путь Героя, триадные объектные отношения, эдипальный период. В книге Ш. Бодуэна «Триумф героя. Психоаналитическое исследование о героическом мифе в великих эпопеях» различные эпические памятники («Гильгамеш», «Илиада», «Рамаяна») рассматриваются как варианты одного и того же героического мифа, в основе которого лежат комплекс смерти и второго рождения и связанный с ним мотив двойников, заместителей и т. п.; героическая борьба трактуется также в качестве одного из символов «второго рождения». «Символом возрождения является длительный процесс внутренней трансформации и перерождения в другое существо. Это "другое существо" является находящимся в нас самих другим человеком. Это та более значительная и сильная личность, которая созревает внутри нас и с которой мы уже встречались в качестве внутреннего друга души» . В архетипической теме Братьев-Близнецов, одном смертном, другом бессмертном проявляется двойственность Героя. Христос является совершенным символом бессмертия, скрытого в смертном человеке. Самый известный близнецовый миф - греческий миф о Диоскурах4. Эпос о Гильгамеше рассказывает о приключениях воинственного и властного Гильгамеша и его примитивного двойника, соперника и друга Энкиду. Эти два мифа о Герое, вплетенные в канву близнецового мифа, постоянно находят отражение и в современной культуре. Так, Герой Сергея Бодрова Данила Багров и его брат Виктор в исполнении Виктора Сухорукова из фильмов «Брат», «Брат2» также представляют собой пару братьев, отсылающей нас к мифам о Диоскурах и Гильгамеше. Мария Семенова в своих романах о Волкодаве упоминает религию Богов-Близнецов. Архетипически выверенный сюжет развивается в обозначении Волкодава (человек из Рода Серых Псов5) в том числе как проявление Трансцендентной функции, проводника. Именно он находит Младшего Брата (философа, ритора, целителя) и соединяет со Старшим Братом (сильным, отважным воином). Стадия борцов отмечает отделение сознательного Эго от бессознательного, но Эго еще недостаточно устойчиво, чтобы следовать дальше к разделению Первых Родителей и к победной борьбе героя … Самая ранняя стадия конфликта братьев-близнецов, основанного на естественной периодичности лета и зимы, дня и ночи, жизни и смерти... Принцип противоположностей, прежде разделявший недружелюбных братьев, теперь стал принципом братства. С ростом силы мужского самосознания за стадией матриархата следует фаза разделения. Этому переходному периоду в мифологии соответствует тема братьев-близнецов, которая выражает взаимную близость противоположностей». Практически во всех версиях мифа Диоскуры изображаются очень близкими людьми, но в некоторых мифах между ними проводится разделение, подобное тому, которое существовало между Исавом и Иаковом. Здесь Кастор описывается как человек воинственный, агрессивный и безрассудный, а Поллукс - как тихий домосед. …Таким образом, убийство смертного Кастора (причиной которого обычно выступает его гордыня) заставляет бессмертного Поллукса просить Зевса позволить ему разделить судьбу брата; другими словами, ради того, чтобы не разлучаться с братом, Поллукс готов пожертвовать своим бессмертием. Зевс дает свое согласие. Согласно одной версии, воссоединившимся близнецам разрешается проводить один день на небесах и другой - в Аиде; по другой версии, один день они живут на земле, и другой - на Олимпе» . Поллукс славился как кулачный боец, Кастор — как укротитель коней. Но именно в облике воинов оба брата символизируют силу в единстве. Как известно, путь к Самости лежит через тень, за тёмным аспектом, которой она представляет, стоит аспект целостности, и только подружившись с тенью мы обретаем дружбу с самостью. Брат-близнец является не только Самостью для второго брата, но и его Тенью. Далее – везде В течение всей жизни близнецовой миф оказывается востребованным в кризисные, экзистенциально важные и другие периоды. «Всякий раз, когда находим в ритуале изображение друга или, мы чувствуем утешение. Эти взаимоотношения - тайна для научного интеллекта..." ( Карл Гюстав Юнг). статья опубликована на страницах профессионального интернет издания "Психологическая газета". Люди растут, как и растения, некоторые в свете, другие в тени. Есть многие, кому нужна тень, а не свет. «Красная книга» Цитаты Карла Гюстава Юнга.
© Copyright: Тамара Богуславская, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|