Из предисловия А. Н. Афанасьева ко второму изданию " Народных русских сказок"
1873 года.
Цель настоящего издания объяснить СХОДСТВО сказок и легенд у различных народов, указать на учёное и поэтическое их значение и представить образцы русских народных сказок.
Мы не раз уже говорили о доисторическом СРОДСТВЕ преданий и поверий у ВСЕХ НАРОДОВ ИНДОЕВРОПЕЙСКОГО ПЛЕМЕНИ. Такое сродство уславливалось во - первых , одинаковостью первоначальных впечатлений , возбуждённых в человеке видимою природою , обожание которой легло в основу его нравственных и религиозных убеждений , в эпоху младенчества народов; во - вторых ЕДИНСТВОМ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ныне столько разъединённых народов. Разделяясь от ЕДИНОГО корня на отдельные ветви , они вынесли из прошлой своей жизни множество ОДИНАКОВЫХ преданий ,и ДОКАЗАТЕЛЬСТВА СВОЕГО ИЗНАЧАЛЬНОГО РОДСТВА ЗАТАИЛИ В ЗВУКАХ РОДНОГО СЛОВА.
ДОКАЗАНО , что тою же творческою силою , какою СОЗДАВАЛСЯ ЯЗЫК , создавались и народные верования , и верная их представительница - НАРОДНАЯ ПОЭЗИЯ; образование СЛОВА и МИФА шло ОДНОВРЕМЕННО, и взаимное воздействие языка на создание мифических представлений и мифа , на рождение слова НЕ ПОДЛЕЖИТ СОМНЕНИЮ.
Теперь , если мы припомним , что народные сказки древнейшей первичной формации сохранили в себе много указаний и намёков на седую старину доисторического периода, что ОНИ СУТЬ ОБЛОМКИ ДРЕВНЕЙШЕГО ПОЭТИЧЕСКОГО СЛОВА - ЭПОСА,
который был для народа хранилищем его верований и подвигов , - для нас будет понятно и то удивительное с первого взгляда сходство , какое замечается между сказками различных народов , живущих на столь отдалённых одна от другой местностях и столь разною историческою жизнию.
Особенно такое СХОДСТВО замечается между сказками народов , состоящих в наиболее близком племенном родстве , например между сказками СЛАВЯНСКИМИ , ЛИТОВСКИМИ и НЕМЕЦКИМИ. Читатели убедятся в этих высказанных нами мнениях из подробного сличения народных сказок , на котором мы , С НАДЕЖДОЮ ПОЯСНИТЬ многие старинные предания , основываем примечания к нашему изданию.
самое слово " богатырь" ( от слова " бог" через прилагательное " богат" ; сравни латинск . deys, dives, divus от корня div - блистать , светить , откуда и наши баснословные дивы ), означает существо , наделённое высшими , божескими качествами. Трудные подвиги богатырей и их битвы с великанами и змиями суть только образные , поэтические изображения естественных явлений , так могущественно влияющих на производительность земли.
/ Н. А. Афанасьев. 1783 год./
( Слова в приведённом здесь тексте выделены мной, для более глубокого и цельного
понимания основной идеи всей творческой деятельности собирателя русского
фольклора, историка и литературоведа А. Н. Афанасьева в его постоянном
исследовании и дальнейшей публикации русских народных сказок.
Человек любящий, распространяющий и защищающий творчество А.Н. Афанасьева
обязан знать и понимать , чему он посвятил свою недолгую жизнь и что он
пытался нам донести. Иначе все хвалебные , высокопарные речи не будут
стоить и ломаного гроша выказывая неуважение , а хуже того - презрение
к творчеству других народов и будут считаться открытою ложью и кощунством!)
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.