О, крошка...

Нина Боженина: литературный дневник

Крошево... Беспорядочная смесь, неразбериха.


Было мне лет восемь, может и чуть больше. И поразило однажды моё воображение неведанное ранее мной блюдо.
Хоронили в селе бабушку в одной семье. Все чин по чину сделали и пошли в дом, на поминки. Набилось в пятистенок с полсела. Сначала усадили в горнице копальщиков и могильщиков, бабушек-молитвенниц и плакальщиц, родных и близких покойницы.
Угощали на славу. Столы ломились от перемены блюд. Дети сновали под ногами у взрослых, но нас в горницу не пускали и мы только заглядывали в дверь.
Нас строго шикали и награждали лёгкими подзатыльниками.
Обед длился несколько часов, но вот и детей позвали за стол, стали подносить полные чаши и тарелки с угощениями.
Видимо, в тот день был пост и на стол поставили жидкое блюдо, названное окрошкой.
Как сейчас помню его состав: это был хлебный серый квас, заправленный мелко нарезанным репчатым луком, хреном, крупно намятой картошкой и порезанной ломтиками селедкой.
Мне тогда показалось, что вкуснее блюда я никогда и не ела. Пусть той бабушке будет вечное царствие небесное.


А дома мы делали окрошку не часто. И была она каждый раз другая. Классический рецепт выполнялся редко, только летом, когда вдоволь было яиц, огурцов и укропа, зелёного лука. Тогда резалась курочка и в окрошку добавлялось мясо и сметана. Это был несравненный праздник желудка.
А зимой рецепт был попроще: в серый, ржаной квас резалось сало с мясными прослойками, мелко крошился репчатый лук, промывалась в воде и добавлялась квашеная капуста, немного размешивалось горчички.
К такой окошке полагался чёрный, ржаной, свежий хлеб и обязательно горячая, из печи на сковородке, круглая, поджаренная на подсолнечном масле картошка, посыпанная крупной солью.
Вкусно, сытно и витаминно. Как раз по зиме.


Эти два рецепта из детства я сохранила в своей памяти, немного усовершенствовала, согласно новому времени и иногда балую себя и свою семью.


Жаль, что ржаного кваса и хлеба теперь не достать, да и не получится такого вкуса, как раньше.
Ну, чем богаты...
Берём самолучшую слабосоленую сельдь, нарезаем её продольными кусочками. К ней добавляю зелёный лук, мелко порезанный и придавленный для сока и запаха, тертую зелёную редьку, или редис. А потом добавляю укроп, измельчённый базилик двух сортов, прямо с молодыми веточками и цветками, много-много рукколы, порванной руками. Горчица размешивается или кладётся на край тарелки. На любителя, как бы.
Чтобы ложка стояла в густоте кваса. Окрошка должна быть холодная, а к ней полагается горячая, круглая картошка с укропом, вприкуску.
Если на кусочки чёрного хлеба положите красной икры, то окрошка тоже не обидится.


Второй рецепт выполняется с салом, мелко порезанным в живой хлебный, не сладкий квас.
А дальше классическая, сырокопченая колбаска, совсем чуть, для запаха, огурец и яйцо, лук, руккола и базилик. Редис по вкусу (если желаете). Так же делаю густо, сытно. Совсем деликатесно - сверху, на зелень, положить хамон. Порвать его ломтиками прозрачными, чтобы белое сало прожилочками в мясце отблескивало.
И блюдо горячей, круглой картошки с укропом, вместо хлебушка.


Ну что, дорогой читатель, уже захотелось покушать? Тогда на кухню.
И не забудьте написать мне новые рецепты своих блюд. Ведь на то она и О,крошка...



Другие статьи в литературном дневнике: