- А ты мог бы на чем-то стопроцентно сконцентрироваться, отдаться какому-то делу?
- Ну... Вот когда обдумываю статью иногда бываю захвачен темой, могу долго, месяцами размышлять, словно распутывая клубок. У меня от этого рассеянность.
- А я вот халтурщица...
- Нет, я же видел, как ты бываешь захвачена рисованием, забываешь обо все на свете при этом.
- Это да, но я не могу ничего довести до конца. Хватаюсь за все, пробую все, но скоро становится скучно и начинаю другое...
- Может быть это и хорошо? Перепробовать разные техники, материалы. Я тебе назову имя великого человека, который тоже хватался за все и много чего не доводил до конца - Леонардо да Винчи. Все экспериментировал, пробовал, из-за этого его «Тайная вечеря» и пострадала... И много набросков, рисунков, мыслей на разные темы - от соборов, летательных аппаратов до машин убийств...
- Уже возраст такой, что надо на чем-то сосредоточится и довести до конца потому, что потом может не быть ни сил и ни желания.
- Хокусай свои лучшие работы сделал в преклонном возрасте.
- Хокусай всю жизнь работал в графике!
- Чтобы чему-то отдаться на все сто не достаточно просто желания - «дай-ка отдамся!» На сколько процентов человек использует свой мозг?
- Я читала, что это миф будто человек использует головной мозг всего лишь на 10%.
- Зато как Люк Бессон обыграл эту тему в фильме «Люси»! Но мы не об этом... Для того, чтобы отдаваться какой-либо теме или делу на все сто процентов надо быть одержимым. Что это такое? Тут загадка. Почему какой-то человек вдруг стал болеть чем-то, отдаваться этому полностью? Греки в данном случае говорил о даймоне, демоне, который был лишен еще христианских черт носителя зла. Демон это сила, мощная, потусторонняя нисходящая на человека, влекущая его куда-то - к великим свершениям или ужасным преступлениям. Помнишь, как у Пушкина в «Поэте»:
Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.
Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы;
Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы...
Есть ли в данном случае у поэта выбор, который будучи в обыденном состоянии презреннее и ничтожнее прочих смертных, вдруг преображается в момент нисхождения вдохновения, божественного глагола? А слово «вдохновение» - очень красноречивывое! Кто-то вдыхает в человека силу и он мчится "на берега пустынных волн, в широкошумные дубровы..." Ты видела, как в ветреный день несется по воздуху полиэтиленовый пакет?
Но в этой мощи есть и опасность. С этой пробудившейся силой трудно справится и она (как показывают биографии гениев) подчас разрушает своих носителей. Ван Гог до такой степени измотался и выгорел, что просто не смог больше жить...
- А мы серые обыватели получается?
- Мы люди и каждый несет свою ношу. Мне кажется главная задача не угашать творческого огня, а в поиске нет ничего страшного. Можно пробовать все и бросать, потом начинать снова. Но человек умирает тогда, когда в нем угасает внутреннее пламя творчества.
- Да, я знаю таких людей, которые живут после своей смерти. Жизнь после смерти существует и это очень грустно...
- А что касается своего дела... Помнишь, Дон Хуан говорил о «пути сердца»? Это главная тема твоей жизни, может быть не явная, скрытая, но проходящая нитью через все события. Ее обнаружить подчас не так просто, и это может быть вовсе не то, что кажется главным...
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.