Индра-царь. Вологодчина древнее, чем даже...

Любомирская Лидия: литературный дневник

Борис Новицкий
Индра-царь. Вологодчина древнее, чем даже археологи представляют
https://dzen.ru/a/Ys0roEwDs2-toPF6
В предыдущей статье https://zen.yandex.ru/media/bonorus/chto-za-drevnii-snip-r1a-v-arhangelskoi-oblasti-62a5be4c5b218312b6933376 была затронута тема, скажем так, загадочного снипа R1-YP1306*, два образца которых обнаружены в культуре Веретьё . Было бы правильно развить эту тему, добавив новые факты и очертив границы культуры.


Но прежде, немного добавочной информации. Когда на карте современной России встречаешь многочисленные названия водных объектов, перевод которых находим в Ригведе и в санскрите, то их появление здесь не может не озадачить. Большинство гидронимов описано в моих ранних статьях на канале. Не может не удивить и большое число гидронимов с не самом «славянским» корнем ИНД. Ниже приведен список их на всей территории России. но и он, думается, не полон.


Судя по карте, наблюдается явное тяготение показанных гидронимов к зоне Полярного круга. Что могло бы свидетельствовать об определенной консервации этих названий с того момента, когда там обитали их автохтонные авторы.


Само присуствие названия Индус на высоте полярной широты удивительно! Между тем, и гидронимов с одним только корнем Инд в России не менее десятка-двух. Об этом рассказывалось в статье «Сибирь хранит еще много неразгаданных тайн своего заселения из Заполярья?» https://zen.yandex.ru/media/id/5d1d9949ef033f00ae246c82/619a0f62cee9862b9349a966


К тому же, на неслучайность этого названия в самых противоположных углах этой гигантской территории явно указывает заметная удаленность их друг от друга. Между тем, и имя, очевидно, коренных жителей северных широт – «инды» в более приближенные к современности временам приобрело, ро моему мнению форму – винды, синды. И, возможно, позже русами переосмыслилось в характеристику севера – иней, индеветь, «заиндевевшие люди». Об этом также можно прочесть в статье: https://zen.yandex.ru/media/bonorus/venedy--vindy--indy-chto-sviazyvaet-eti-nazvaniia-i-liudei-617ceeb3d3201b566e7023ca .


С другой стороны, я уже отмечал, что и Инду, и Сома – это на санскрите – Луна. Отличие только в том, что Инду – Луна на нижнем, земном уровне, физическая Луна. Сома же – Луна на духовном уровне в индусско-арийской религии, ипостась важного индуусско-арийского божества. Кроме этого, «Луна есть божество разума (Манас), но лишь на нижнем плане», - писала Е.П. Блаватская. Тема арийской религии и мифологии предков подробно изложена в ее книге «Разоблаченная Изида». «Хотя Питри или Отцы являются Сынами Богов, … Сыны Брамы и даже просто Риши, но в большинстве случаев они известны, как Лунные Предки».


Луна, по ее мнению, это родитель Земли. Поклонение же Лунным предкам способствовало появлению у предметов поклонения, гидронимов, названий Индус\Инд… (Лунный) и Сома в ареале обитания полярных предков.


Но одно название реки с корнем «инд» не может оставить равнодушным. Оно, как на тарелочке с голубой каемкой, совсем рядом. И там, где его больше всего можно ожидать – в Вологодской области. Река названа кем-то, очевидно, давным-давно – Индасарь. Первым делом напрашивается простое и логичное толкование – Инда-царь, что может быть и из области народной этимологии.


А затем как подтверждение своим догадкам я обнаружил стихи посвященные этой речке на сайте «Стихи.ру». В деревне, на берегу реки Индасарь жила бабушка поэтессы Ольги Максимовой-Вологда. Бывая часто в гостях у бабушки в этих замечательных северорусских местах, поэтесса написала:


«Та река называлась Индасарь


И текла с болот.


Старики говорили, Инда-царь


За горой живет.


Говорили, от вод у него ключи:


По весне река


Растечётся - в поля побегут ручьи,


Сгинут берега….


Здесь внимание привлекает рассказ старых жителей этих краев о царе Инда, который имел ключи от вод, и по весне их открывал. А ведь в Ригведе миф о боге Индре из индийского божественного пантеона этого арийского эпоса повествует, что он, рассекая льды, освобождает мировые воды. Освобождение вод после таяния ледника не единственная функция Индры, царя богов и повелителя небесного царства. Он также является божеством света, молнии, дождя, речных потоков.


Не были ли эти воспоминания стариков сказочным переложением архаичных мифов былых обитателей севера Руси, предков русов и ариев, обиташих некогда еще совместно на русском Севере? Удивительна в этом плане память человеческая! Сколько тысячелетий могло пройти с момента создания Ригведы? Мы даже не знаем, где были созданы Веды. Бал Тилак подсчитал, что Ригведа создавалась жрецами вообще в крайнем Заполярье еще в период Межледниковья. Что соответствует времени в 30 тысяч лет назад. Возможно, тогда уже звучало имя Индры. Но даже сегодня где-то еще как призрачная тень, как легкое веяние генетической памяти, в менталитете русского народа сохраняются эти древние сюжеты. И сохраняются благодарными потомками тех стариков Вологодчины…. Возможно, поэтому так устойчивы и названия рек и озер, несущие в себе память о богах тех далеких времен, того предкового для населяющих северные земли Руси-России народа. Позже имя Индра переосмыслили как Инда, но то, что это был царь в памяти народа сохранилось.


Названия двух озер по имени Индра и реки Индра запечатлены в Свердловской области, в южном Приуралье. Но это имя, очевидно, запечатлелось и в названии еще одной речушки за тысячу километров от этих озер во Владимирской области – Индрус. Течет она в самом центре Русской равнины.


Чем замечательны еще эти земли? И здесь возвращаемся к предыдущей статье о древнем снипе R1a в культуре Веретьё:


Очевидно, что на эту малоизвестную широкому кругу культуру необходимо обратить особое внимание. Во-первых, в силу очевидной древности ее памятников и стоянок в Северной Руси – порядка 8 – 13 тысяч лет назад. Во вторых, в силу подозрительного совпадения ареала этой культуры с ареалом гидронимов индо-русов. И в третьих, в связи с находками на главных ее стоянках ископаемых образцов гаплогруппы R1a (YP1306*), о чем в предыдущей статье рассказывалось.


Теперь интересно добавить очертания границ этой культуры по основным ее меткам, оставленным археологами (темно-синяя прерывистая линия на рисунке внизу). Которые отмечают, что «Археологические памятники Веретьё расположены компактной группой в системе озёр Воже-Лача, только Погостище I располагается отдельно в 100 километрах к югу». Археологи также отмечают следы разрушенных стоянок и отдельные находки, характерные для культуры Веретье, по рекам Вологда, Тошня, Чагодоща, в верхнем течении реки Сухона у села Шуйское. Все они по древним берегам рек и озёр, устьям исчезнувших речек, и на рисунке отмечены обведенными цифрами.


Примерные границы мезолитической культуры Веретьё. 1. Могильник Песчаница на Лаче; 2. Лёкшмозеро; 3. Южный Олений остров; 4. Река Чагодоща ; 5. Река Тошня; 6. Погостище 1; 7. Сухое, 8. У реки Сухона с. Шуйское;.


Гидронимы арийского типа
Кроме того, археологи отмечают и аналогии в стратегии освоения северных территорий населением культуры Веретье и наборе их инвентаря в восточном направлении от указанных границ. Это: стоянка Явроньга 1 (8530 л. н.) у озера Красный Окунь в бассейне реки Пинега; Висский торфяник (8480-7330 л. н.), озеро Синдорское в бассейне реки Вымь; Пижма 2 у озера Ямозеро в бассейне Печоры. Это озеро находится в ста километрах от Печоры. К слову Ямозеро один из водоемов с именем богини Ямы, которых вместе с реками на севере России немало – до 15 гидронимов.


Материалы указанных стоянок, по мнению ряда археологов, предполагают распространение элементов культуры Веретье в восточном направлении (Рис.3 прерывистая красная линия). Но против этого выступает открыватель этой культуры археолог С. В. Ошибкина. С другой стороны, и сами названия Ямозеро и Синдорское несут в себе арийские смыслы – Синд (Инд), Яма (бог смерти). Но реальнее предположить движение указанной культуры с Печоры на запад, с заходом по берегу Балтики в северную Европу после ее освобождения от Ледника. Напомним, что Британский материк освободился от ледника только 8000 лет назад.


Я не пытаюсь сознательно притянуть культуру Веретьё к индусско-арийской топонимике Русского Севера. Но объяснить проявления древней культуры Веретьё на севере за 7000-4000 лет до прихода несколько южнее будущей фатьяновской культуры, можно присутствием там архаичных потомков еще более древних заполярных жителей. Между прочим, совпадение границ культуры Веретьё с топонимикой сплошь представляющей богов, героев и понятия из индусских Вед и на санскрите, не может не озадачить. Остается только связать все эти факты воедино и начинает вырисовываться вполне интересная картина….


Фатьяновцы могли перенять мифологию, религию и топонимику Русского Севера доставшуюся им от родственным им по гаплогруппе предков, приспособив со временем древнюю культуру к собственному мировоззрению, отделившиеся же арии понесли доставшуюся им религию и мифолгию предков на юг. Этому объяснению способствует и значительная разница во времени появлении снипа R1a-YP1306 (16 000 л. н.) данной культуры с пришедшим позже фатьяновцами снипа R1a-Z645- Z280 (+Z93) 7400 л. н.


И еще один удивительный факт. Нельзя не сослаться на слова Н. Гусевой, которая писала, что все названия рек, имеющих в названии окончания «-га», обозначают на санскрите «движение, устремленность». Впрочем, и русское слово «гать» из того же ряда: дорога, телега, нога. И если речь идет о воде, то – это движущийся поток воды, или движущаяся влага.


У В. Даля читаем: ВОЛОГА ж. влага, вода, жидкость;


Если опустить вторую гласную в этом слове то, в принципе, получаем название Волга. Это, что же, наша самая длинная река в Европе имеет такое простое обяснение? Впрочем, такова и официальная версия. Но оказывается, что кроме всем известногй Волги, на территории России до сих пор семь, если не больше, совершенно разных маленьких, не более 20-50 км речушек по имени Волга:


Волга - в Курагинском районе, Красноярского края,


Волга - в Бабаевском муниципальном округе, Вологодской обл.


Волга - в Валдайском сельском поселении, Сегежского района, Карелия


Волгайоки – в Суоярвском муниципальном округе, Карелия


Волга – в Газимуро-Заводском р-не, Забайкальского края


Волга – в Слюдянском р-не, Иркутской обл.


Сухая Волга - в Кемеровском муниципальном округе


Отсюда понятно становится и такие названия, как Волхов, Волхола, Волхонка, Волховка, Вологда. Тогда, с учетом древнерусского «да» в значении «давать», имевшего тот же смысл в древнеиндийском языке, и река Вологда это – «дающая влагу».


Водные объекты на территории России с корнем «Инд»


Реки:


Индрино – Анадырский р-н Чукотского АО


Индрус – во Владимирской обл.


Индрус\Индаус – в Ивановской, Владимирской и Нижегородской обл.


Инда – в Тулунском р-не Иркутской обл.


Инда Первая – в Тулунском р-не Иркутской обл.


Инда – в Качугском р-не Иркутской обл.


Инда – в Советско-Гаванском р-не Хабаровского края


Индасарь – в Сокольском р-не Вологодской обл.


Индель – в Мурманской области.


Индера – в Мурманской обл., впадает в Белое море


Индерка –Уржумском р-не Кировской обл.


Индига – в Ненецком АО.


Индигирка – в Якутии


Индичйок – в Мурманской обл.


Индишта –в Челябинской обл.


Мокрый Индол – п-ов Крым


Сухой Индол – п-ов Крым


Индола –в Еравнинском р-не Бурятии


Индоманка – в Вытегорском и Вашкинском р-нах Вологодской обл.


Индрица – в Псковской обл., приток р. Великой


Индра – Кондинский р-он, Ханты-Мансийского АО.


Индус – приток Печоры, в Ханты-Мансийском АО.


Индус – на севере Красноярского кр.


Индус – в Саха (Якутия).


Индус – в Хабаровском кр.


Индус - в Иркутской обл.


Озера:


Индус – 10 озер,


Большая Индра – в Свердловской обл,


Малая Индра – в Свердловской обл,


Индра – в Свердловской обл.
12 июля 2022
Борис Новицкий
https://dzen.ru/a/Ys0roEwDs2-toPF6



Другие статьи в литературном дневнике: