Откуда пришел григорианский календарь?Собеседник на скамейке Как был принят в России григорианский календарь Причиной такой смены календарей стало смещение дня весеннего равноденствия, от которого зависело определение даты христианской Пасхи. За несколько столетий день весеннего равноденствия сместился на целых 10 суток, и вместо 21 марта оказался в день, когда на календаре было всего лишь 11 число. Главным недостатком юлианского календаря была недостаточная точность по отношению его к тропическому календарю, по которому солнце завершает один цикл смены времён года. В юлианском календаре високосными годами считались лишь те, которые делились на 100 без остатка, например, 1600 год (1600:100=16). Т.о. с каждым столетием смещение календаря проходило все дальше и дальше в сторону лета. Приняв новую систему летоисчисления, папа Григорий XIII направил предложение о переходе на новый календарю в г.Константинополь, но получил отказ. Однако потом многие церкви все же стали переходить на григорианский календарь. Россия (РСФСР) перешла на григорианский календарь лишь 14 февраля 1918 г. До этого времени наши соотечественники продолжали использовать юлианский календарь. До сих пор многие даты событий, например, Великая Октябрьская революция, произошедшая 25 октября по старому и 7 ноября по новому стилю 1917 года, имеют двойственные даты, как и люди, родившиеся в тот период времени. Но оказывается григорианский календарь был известен еще в Древнем Египте. Календарь древних египтян В Древнем Египте различные летописи и документы имели датировку от момента вступления на трон первого правителя. Такое состояние дел очень мешает соотнести события тех времен с нашим летоисчислением. Жизнь в Древнем Египте четко соответствовала периодам: когда Нил разливался, и когда наступало время земледелия и последующего сбора урожая. Египтяне считали, что год начинается тогда, когда в горах Судана начинает сходить снег. Его таяние повышала уровень великой реки египтян, и начинался разлив. Год египтяне делили на три части: время наводнения, время всходов и время засухи. На каждый такой период приходилось по 4 месяца. Названия месяцев давали либо по именам богов, либо по названию сельско-хозяйственных работ. В период времени наводнений входили месяцы - Тот, Паофи, Атир, Хойак. На время всходов приходились такие месяцы: Тиби, Мехир, Фаменот, Фармути. На время засухи - Пахонс, Паини, Эпифи, Месоре. Если нынешний календарный месяц состоит из недель по 7 дней в каждой, то египетский месяц делился на декады по 10 дней. Таких декад в месяце было 3, а в году должно было выходить 360 дней, но египетские жрецы выделяли еще 5 праздничных дней, когда проходило празднование дней рождения великих египетских богов: Осириса, Сета, Исиды, Гора и Нефтиды. Но за 4 года набирался еще один день, который в наше время появляется 29 февраля. Однако, как считали раньше ученые, такого дня у египтян не было. Но однажды, когда шла расшифровка древнеегипетских свитков, попалось описание еще одного важного праздника: "Цикл Сотис". Этот праздник случался довольно редко, всего один раз за 1461 год. Он связан с совпадением нового года в календаре египтян и астрологического нового года. Получив, таким образом, еще один праздник ученые смогли более-менее сопоставить события Древнего Египта с нашим календарем и выставить их датировку, которая помогает нам узнать, как давно происходили те, или иные события. Таким образом, древнеегипетский календарь был очень похож на наш современный григорианский, и ученые считают, что именно этот календарь лег в основу нашего календаря. Так что за календарь, которому насчитывается более 50 столетий, мы должны сказать спасибо древней цивилизации Египта. А сами египтяне уверены, что календарь им подарил бог Тот, именем которого назван первый месяц в календаре. © Copyright: Любомирская Лидия, 2023.
Другие статьи в литературном дневнике:
|